анализ закона Республики Беларусь от 27.08.2008
№ 429-З "О государственном регулировании
производства и оборота алкогольной, непищевой
спиртосодержащей продукции и непищевого
этилового спирта"
27 августа 2008 г. принят Закон Республики Беларусь "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (далее - Закон об обороте алкогольной продукции, Закон), который пришел на смену Закону от 20.07.1998 "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции". Новый Закон вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования (официально опубликован в газете "Звязда" от 3 сентября 2008 г. № 165), в связи с чем к 4 марта 2009 г. должна быть завершена работа по приведению в соответствие с ним иных нормативных правовых актов, применяющихся в этой правовой сфере.
Производство и оборот алкогольной продукции на территории Республики Беларусь в настоящее время регулируется огромным количеством нормативных правовых актов, в число которых входят как акты Главы государства, Правительства, так и постановления республиканских органов государственного управления, в связи с чем необходимо разобраться в назначении нового законодательного акта, его месте и роли в существующей структуре. Старая редакция Закона фактически уже давно себя изжила, но из-за сложности ее обновления в течение последних 10 лет основополагающие положения, касающиеся оборота и производства алкогольной продукции, были отрегулированы сначала Декретом Президента Республики Беларусь от 18.12.2002 № 30, а затем Декретом от 09.09.2005 № 11 (далее - Декрет № 11), который применяется и в настоящее время. В то же время Декрет № 11, являясь временным нормативным правовым актом, устанавливает правила лишь по отдельным наиболее важным для государства на современном этапе направлениям деятельности, касающихся выпуска и оборота алкогольной продукции. Им, например, закреплено за государством исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции, реализация которого проводится на конкурсной основе только юридическими лицами; за юридическими лицами - право на осуществление деятельности по производству, экспорту, импорту, хранению (как виду предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (далее - алкогольная продукция), оптовой и розничной торговле ими. При этом правом на осуществление производства коньяков, бренди и коньячных напитков обладают только государственные юридические лица. Негосударственные организации могут заниматься данным видом деятельности при условии наличия в составе их уставного фонда доли государства свыше 30%. Декретом № 11 установлены и иные ограничения, касающиеся производства и оборота непищевой спиртосодержащей продукции, плодовых вин, ввоза, вывоза и перемещения по территории республики прочих алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками.
Закон об обороте алкогольной продукции преследует иные цели, реализация которых рассчитана на длительную перспективу, и содержит концептуальные основы развития данного вида деятельности на территории Республики Беларусь. В сферу его регулирования входит терминологическое закрепление процедур, совершаемых при производстве и реализации, перемещении, хранении алкогольной продукции; определение пределов государственного регулирования в данной области общественных отношений, в том числе необходимости лицензирования соответствующих видов деятельности; установление требований к технологическим процессам производства алкогольной продукции, ее безопасности и качеству, маркировке, оптовой торговле и прочей деятельность прямо или косвенно связанной с оборотом и производством алкогольной продукции. ............