Введение
Аналитический журналистский материал, в отличие от информационного, дает своему автору возможность не просто проинформировать читателя о явлении, но и высказать связанные с ним оценки, выводы, прогнозы. Таким образом, обращаясь к газетной аналитике (а именно о печатной журналистике пойдет речь в данной работе), аудитория имеет дело не с одним только фактом, но и с определенным мнением – авторской позицией. На изучение способов ее выражения и направлена данная работа.
Основной целью работы стало рассмотрение авторской позиции как отражения личности конкретного журналиста на фоне политики издания. Поэтому большое внимание предполагается уделить стилевым приемам и особенностям мировоззрения журналистов, сквозным образом встречающимся во множестве их публикаций, которые будут рассмотрены в практической части исследования.
Проводя исследование, автор курсовой ставит перед собой следующие задачи:
· уточнить понятие авторской позиции
· изучить жанровые особенности аналитической журналистики
· рассмотреть конкретные приемы выражения авторской позиции
· выявить различия в работе журналиста-комментатора в сравнении с журналистом-информатором.
Изучение этих вопросов предполагается вести не только в аспекте создания и подачи материала сотрудником издания, но и с точки зрения восприятия его читателем.
В качестве объекта исследования автор выбрал аналитическую составляющую всероссийской ежедневной общественно-политической газеты «Известия», а именно материалы рубрики «Мнения&Комментарии». Выбор обусловлен тем, что журналисты-аналитики «Известий» давно зарекомендовали себя как опытные и авторитетные специалисты, а выбранная постоянная аналитическая рубрика очень удобна для детального изучения в рамках данной темы.
Предмет исследования – проявление авторской позиции журналистов «Известий» в аналитических материалах газеты.
Аналитические жанры журналистики, наряду с информационными и в отличие от литературных, до сих пор востребованы и популярны. Доказательство этому мы видим в том, что крупнейшие федеральные издания до сих пор от них не отказались (опять же, в отличие от литературных жанров, которые практически исчезли с их страниц). Темп жизни ускоряется, поток информации увеличивается, и люди стали отводить на чтение газет гораздо меньше времени. Массовая аудитория довольствуется информационными сообщениями, из которых можно узнать основные новости, а часто даже ограничивается прочтением заголовков. Этим можно объяснить печальный факт «вымирания» художественных жанров журналистики. Однако, даже в ситуации нехватки времени многие люди не перестают нуждаться в постоянном участии в поиске истины. Например, такими «жаждущими пищи для ума» являются люди с довольно высоким уровнем образования, интеллигенция – целевая аудитория газеты «Известия»[1]. Такую «пищу» им и дает аналитическая журналистика. Читая аналитический материал, человек может подумать, соглашаться или не соглашаться ему с мнением автора, разработать свое решение поставленной проблемы и так далее. Но даже мышление в наши дни стало быстрее, оперативнее – прочитав газету, человек садится в метро или автомобиль и обдумывает прочитанное по дороге на работу. ............