Часть полного текста документа:Что такое "любовь к империи" Можно выделить два обычных типа отношения к государству в публицистике, историософии и т.д. Либо отношение "потребительское", т.ск. изнутри государства, с точки зрения его гражданина - и тогда критериями оценки будут благоустройство, богатство, качество управления, правовая культура. Возможен и отстраненно-эстетический взгляд на государства - взгляд историка. (Даже современное государство часто оценивается как бы с точки зрения будущего историка. Как верно заметил Мартин Бубер, объект отстраненного созерцания всегда находится в прошлом.) В этом случае, государство чаще всего оценивается по его "блеску", под которым понимается в первую очередь внешнеполитическое могущество. Классический пример второго подхода - Константин Леонтьев, мыслителя, при оценке государств сознательно отстранявшийся от оценки болей и забот их граждан, и также сознательно вносивший в их оценку эстетику. Сутью высококачественности для государства Леонтьев считал его сложность и разнообразие, но если вчитаться внимательно в его произведения, то можно увидеть, что внешним критерием государственного благополучия являются военные победы. Другой пример - Данилевского. Задачею государства он считал защиту национальных чести, свободы и жизни. При этом Данилевский подчеркивал резкое, качественное различие, практически отсутствие точек соприкосновения между этими национальными ценностями и аналогичными ценностями индивидуума. Реализация же национальных ценностей по Данилевскому, происходит, разумеется, через политический суверенитет и геополитические успехи. С древнейших времен и до наших дней в политических текстах разными способами переплетаются национальные интересы и личные интересы гражданина. Специфика, и в каком то смысле заслуга таких авторов как "поздние славянофилы"- Леонтьев и Данилевский - в сознательном разведении точки зрения частного лица и оценки государства как такового. Но они не заметили,. что даже при утверждении в общественном мнении данного разведения, этим вовсе не обязательно урепляется ценность военно-политического блеска. Ценность военно-политических успехов как таковых (без связи с личными интересами) Леонтьеву и Данилевскому была очевидна. Они служили этому идеалу неотрефлексировано и по традиции, восприняв его от кровных предков и литературных предшественников. Но вышеупомянутый акт разведения переносит оценку государства в область вкуса, или вернее, игры индивидуальных вкусов. Эта игра предоставляет не больше гарантий господству милитаризма, чем попытки других идеологов редуцировать военные интересы к личным. В наше время человек даже близкий к Леонтьеву по духу может пожертвовать территориальным величием ради - по сути того же, что желали представители "поздней фазы славянофильства", но эмпирически совершенно другого. Возможность этого констатирует Михаил Рыклин: "Имперскость, сказал бы я, выше империи...Более того, не исключено, что империя будет принесена в жертву имперскости, очищенной от ставшего ненужным географического придатка." (Рыклин М. Террорологики. Тарту-М.:1992.-стр.45) Конечно, географическое воплощение имперскости - пространство империи - чрезвычайно естественно занимает почетное место в системе ценностей "империалиста" - по той причине, по-видимому, что большое (большее, чем у других) пространство ассоциируется с идеей силы, могущества. ............ |