Часть полного текста документа:Демократия и свобода в политической теории и практике Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. "Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах в первом случае они равны, потому что они - все, во втором - потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законом". Ш. Монтескье § 1. Демократия: сущность и этапы развития Термин "демократия" древнегреческого происхождения: demos - народ и kratein - властвование, что означает "власть народа" (или "народовластие"). Более развернутое определение "демократии" было дано американским президентом Линкольном: "правление народа, избранное народом и для народа". Демократия и свобода - сложные и многозначные категории. О демократии можно говорить как о ценности общественной жизни, об идеале государственного устройства, механизме функционирования реально существующего государства. Но в любом случае понятие демократии будет тесно связано с понятием свободы, в первую очередь с политическим понятием свободы (liberty). От этого последнего слова происходит понятие либерализм, возникшее в XVII в. Поэтому, по сути дела, речь будет идти о связи демократии и либерализма. Долгое время - от античности до конца XVIII в. - под демократией имели в виду одну из форм государства с такой организацией власти, при которой правят не одно лицо или группа лиц, а все граждане и решения принимаются простым большинством голосов. Демократия понималась как прямая власть народа по образцу Афин V-IV вв. до н.э. Демократия - одна из древнейших форм государственного устройства. Аристотель в своей работе "Афинская политая", посвященной истории афинского государства с XIII по V в. до н.э., показал, как в течение семи столетии в результате законодательных инициатив различных правителей на фоне постоянной борьбы двух "партий" - демоса (народа) и аристократии (знати) - складывается такой политический строй, при котором народ добивается равных со знатью прав на участие в политической жизни. [c.240] В V в. до н.э. в "славную эпоху Перикла" власть принадлежала собранию свободных граждан, периодически сходившихся на городской площади для обсуждения общественных дел. Политические решения принимались простым большинством голосов. Собрание распоряжалось казной, утверждало законы, решало вопросы войны и мира. Для занятия многочисленных должностей по управлению различными государственными делами использовался метод жеребьевки. При всем этом важно учитывать, что в афинском государстве того периода насчитывалось 400 тыс. жителей, но лишь 40 тыс. из них были полноправными гражданами. Женщины, переселенцы, рабы политическими правами не обладали. В более позднее время Афинское государство узнало и другую форму демократии, которая близка к "власти толпы" (охлократии). При таком правлении власть большинства в народном собрании выступала как коллективная тирания, характерной чертой которой являлось несоблюдение законов. "Неумеренная демократия" вела к неэффективности управления, нестабильности государственной власти и осуждалась в политических учениях античности После того как Аристотель показал, что переход от демократии к охлократии ведет к вырождению государственной жизни, "демократия" в течение последующих двух тысячелетий не пользовалась популярностью. ............ |