Реферат
на тему:
"Денежные реформы в России в начале XIX века"
2009
Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809 г. расходы госбюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М.М. Сперанского был разработан "план финансов" - о финансовых преобразованиях в стране. Сперанский предполагал осуществить ряд непопулярных среди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля. - за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая - 10% с годовых доходов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.
Купечество в стране к тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии - крупнооптовой торговлей на внутреннем рынке; третьей - розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.
Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:
♦ по ведомствам;
♦ по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные - с целью гражданского усовершенствования; избыточные - которые ведут к некоторой роскоши и великолепию государства (речь, видимо, шла о представительских расходах в дипломатии, украшении дворцов и государственных помещений и т.д.); бесполезные - на предметы для правительства посторонние;
♦ к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т.е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
♦ расходы были "по предметному значению", т.е. чрезвычайные и обыкновенные;
♦ последним видом расходов назывались - "по степени постоянства", т.е. стабильные и меняющиеся издержки.
Как известно, госналоги издавна во всем мире составляли важнейшую часть доходов казны. В России первое крупное теоретическое исследование в области налогообложения появилась в 1818 г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845 г., была опубликована книга И. ............