Часть полного текста документа:Диаспора как субъект социально-экономических процессов (Социально-философский анализ наиболее общих тенденций в прошлом и настоящем) С.В. Стрельченко "Энергия" 2006, № 7. С. 65-68. Есть множество различного рода человеческих общностей, которые можно рассматривать как субъекты культурно-исторического процесса. Например: государство, вождество, этнос, каста. Одной из таких общностей является диаспора. Экономические процессы - важная и неотъемлемая часть культурно-исторического процесса, поэтому любой из его субъектов не может существовать без связи с экономикой и имеет свои специфические характерные для него институты и функции. При этом роль диаспор в экономической сфере, как правило, непропорционально значима по сравнению с их величиной. И эта закономерность имеет стойкую тенденцию к дальнейшему резкому усилению, что делает проблему все более актуальной. О ключевых терминах и поле исследования Прежде всего, определимся с самим содержанием термина "диаспора". В настоящее время под диаспорой чаще всего подразумевается группа этнического меньшинства, живущая в иноэтничном окружении. Именно в этом смысле термин давно и прочно вошел в лексикон политиков. В научной литературе он трактуется шире: имеется в виду и группа конфессионального меньшинства. В отечественной и зарубежной литературе существуют сотни определений диаспоры, но нет единого общепринятого. На это указывает, например, А. Милитарев: "В современной литературе термин этот достаточно произвольно применяется к самым разным процессам и явлениям, с вкладыванием в него того смысла, который считает нужным придать ему тот или иной автор или научная школа". В контексте данной статьи под диаспорой понимается любое живущее в инородном окружении этническое или конфессиональное (эндогамное) меньшинство, объединенное общим самосознанием, которое выражается в чувстве груповой солидарности (определение автора статьи). Сам факт наличия меньшинства не означает существования диаспоры, поскольку его представители могут выбрать способ индивидуальной адаптации путем ассимиляции. Следовательно, диаспорой является лишь меньшинство, обладающее институтами внутренней консолидации. Есть мнение, что диаспора - процесс. Его придерживается, в частности, известный отечественный ученый С.А. Арутюнов: "Это процесс развития от "еще недиаспоры" через собственно "диаспору" к "уже недиаспоре"". Бесспорно, диаспоры появляются на недиаспорной основе, и в перспективе возможно их исчезновение или же трансформация в общности иного рода - субэтносы, касты и т.д. Но, несомненно, диаспора - достаточно долговременная общность. Диаспоры существуют века и даже тысячелетия - сроки, соизмеримые с существованием таких субъектов культурно-исторического процесса, как этнос и государство. Процессом можно считать миграцию, но не диаспору, представляющую собой продукт этого процесса, то есть субъект. Как субъект она может быть связана с миграцией, ассимиляцией, этнической трансформацией и разного рода иными этническими и социальными процессами. Но это не дает основания отождествлять ее с каким-либо процессом или считать одним из процессов. Диаспору принято рассматривать в связи со страной исхода и страной нового места жительства. При этом под многозначным термином "страна" в различных источниках подразумевается как государство, так и культурно-исторический регион. ............ |