ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО по ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.Р.Державина
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Экономическая теория»
г. Тамбов
ТЕМА 1. Экономическая наука и общество
1. Общая характеристика экономической теории как науки
Экономическая теория — одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории — реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что в XIX в. А.С.Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных для изучения наук назвал политическую экономию. В конце XIX в. Н.Бун-ге в книге "Основания политической экономии" отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) все более возрастает.
Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Сложность этой науки, отражающей многообразный мир хозяйствования, в том, что ее изучение требует от читателя, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А.Хейлброннера, "выносливости верблюда и терпения святого".
Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Эту задачу призван решить ряд учебных дисциплин, в том числе и экономическая теория. П.Самуэльсон в известном во всем мире учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценивать музыкальное произведение.
Значение, экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж.Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. При этом чрезмерное теоретизирование также нежелательно, ибо оно бесполезно. Английский экономист И.Литте образно назвал таких ученых "неэкономистами" и справедливо утверждал, что "неэкономисты" обычно бывают слишком академичными, они чересчур усердно абстрагируются от реального мира.
Глубокий кризис всех сторон жизни нашего общества не мог не отразиться на современном состоянии экономической науки России. ............