Новосибирский государственный технический университет
Кафедра финансов и налоговой политики
Методические рекомендации для выполнения
курсовых работ по дисциплине
«Экономический анализ деятельности предприятия»
для студентов очно-заочной формы обучения
Составитель
старший преподаватель кафедры ФиНП
Новоселова Зинаида Константиновна
Новосибирск, 2002 г.
Содержание
I. Рекомендации для написания первой части курсовой работы
II. Рекомендации для написания первого варианта второй части курсовой работы
III. Рекомендации для написания второго варианта второй части курсовой работы
Рекомендуемая литература
Курсовая работа по дисциплине «Экономический анализ деятельности предприятия»
Цель: Развитие теоретических знаний и прикладных умений в сфере анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Формирование интеллектуально-творческого задела для принятия экономически обоснованных управленческих решений.
Курсовая работа состоит из двух частей:
I. Рекомендации для написания первой части курсовой работы
Первая часть – «научно – теоретическая».
Цель: раскрытие экономической сущности исследуемого процесса и (или) явления. Получение комплексного представления о способах оценки, методике анализа и факторах, обусловливающих процесс функционирования определенного аспекта финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В данной части студент рассматривает научно-теоретические положения одного из предложенных ниже тематических направлений[1].
1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
1.1. Анализ рынков сбыта
1.2. Анализ конкурентоспособности продукции
1.3. Анализ спроса на продукцию
1.4. Оценка риска невостребованной продукции
1.5. Анализ ценовой политики
1.6. Анализ ассортиментной политики
1.7. SWOT – анализ
1.8. Аудит маркетинга
1.9. Оценка маркетингового потенциала предприятия
2. Анализ себестоимости продукции
2.1. Анализ общей себестоимости
2.2. Анализ структуры себестоимости
2.3. Анализ затрат на рубль товарной продукции
2.4. Анализ прямых материальных затрат
2.5. Анализ прямых трудовых затрат
2.6. Анализ косвенных затрат
2.7. Определение резервов снижения себестоимости продукции
3. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа
3.1. Дифференциация затрат и анализ функциональной взаимосвязи затраты- объем производства
3.2. Анализ факторов изменения порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия при помощи факторного и операционного анализа.
3.3. Оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости.
3.4. Обоснование структуры товарной продукции.
3.5. Обоснование решения «производить или покупать».
3.6. Принятие решения с учетом ограничений на ресурсы.
4. Анализ объема производства и реализации продукции
4.1. Анализ объема структуры выпуска и ассортимента продукции.
4.2. Анализ технологического уровня и качества продукции.
4.3. Анализ резервов роста объема производства
4.4. Оценка производственно-сбытового потенциала предприятия.
5. Анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов предприятия
5.1. Анализ движения основных средств и нематериальных активов.
5.2. Анализ эффективности использования основных средств.
5.3. Анализ использования производственной мощности предприятия.
5.4. Оценка резервов увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности
5.5. Анализ эффективности использования нематериальных активов предприятия
5.6. Оценка производственного потенциала предприятия
5.7. Оценка инновационного потенциала предприятия
6. Анализ оборотного капитала предприятия
6.1. Анализ структуры и динамики оборотного капитала
6.2. Анализ источников формирования оборотных средств
6.3. Анализ обеспеченности оборотными средствами
6.4. Анализ эффективности управления оборотным капиталом
6.5. Оценка возможностей повышения эффективности использования оборотных средств
6.6. Оценка финансового потенциала предприятия
7. Анализ эффективности инвестиционной деятельности
7.1. Анализ источников финансирования инвестиционных проектов
7.2. Методы оценки эффективности и чувствительности инвестиционных проектов
7.3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
7.4. Стратегия маркетинга инвестиционных идей.
8. Анализ использования трудовых ресурсов
8.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
8.2. Анализ производительности труда и эффективности использования рабочего времени.
8.3. Анализ прямых трудовых затрат и трудоемкости продукции
8.4. Анализ фонда заработной платы и эффективности его использования.
8.5. Оценка кадрового и социального потенциала предприятия
9. Анализ формирования и использования прибыли предприятия
9.1. Факторный анализ прибыли от продаж
9.2. Анализ прибыли в системе «директ-костинг»
9.3. Анализ налогооблагаемой прибыли и уровня налогового планирования на предприятии.
9.4. Анализ операционных, процентных, внереализационных и прочих доходов и расходов.
9.5. Анализ формирования и распределения чистой прибыли предприятия
9.6. Элементы оценки финансового потенциала предприятия.
10. Анализ использования материальных ресурсов
10.1. Анализ обеспеченности материальными ресурсами
10.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов и ее влияния на величину материальных затрат
10.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
10.4. Анализ эффективности управления запасами предприятия
11. Диагностика вероятности наступления банкротства и оценка рисков на предприятии
11.1. Методы диагностики вероятности банкротства
11.2. Оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия
11.3. Способы оценки рисков на предприятии
11.4. Финансовый риск как объект анализа
11.5. Оценка устойчивости (чувствительности) предприятия к различным видам рисков. ............