Часть полного текста документа:1. Вступление На Руси народовластие зародилось раньше княжеского правления. Как свидетельствуют летописи, до установления княжеской власти народные собрания были "древним обыкновением в городах, доказывали участие граждан в правлении и могли давать им смелость, неизвестную в державах строго неограниченного единовластия". То есть, народ славянский, хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и опасностях государственных сходился на общий совет. Демократия (греч. demokratia - власть народа)-форма политического строя, основанного на принципах народовластия, свободы и равенства. Демократия предполагает признание принципа подчинения меньшинства большинству , выборность основных органов гос. власти, ведущую роль представительных выборных органов власти в системе гос. учреждений, равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод и т.д. Различаются институты представительной демократии (выборные учреждения - парламенты и др.) и непосредственной демократии (референдумы и т.д.) 2. Референдум Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. "За время существования института референдума в Европе (исключая Швейцарию, где первый референдум был проведен в 1439 г.) на национальном уровне проведено более 100 народных голосований". После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. "После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г." В настоящее время "...референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран". 3. Понятие референдума и его классификация. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. "Он нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер". Различия между референдумом и плебисцитом. В ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике. В ходе плебисцита (от лат. "plebs" -простой народ, "scitum" -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие личности. Различия между референдумом и "всеобщими выборами" Если в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает "да" или "нет" на поставленный вопрос. Если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум - институт прямой, непосредственной демократии. Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы: 1. Конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней) 2. Обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке) 3. ............ |