Рогачевский Алексей Владиславович
Государство и право Израиля
Контрольная работа № 2
Вопрос № 1. «Некоторые полагают, что судебный контроль нарушает принцип разделения властей, согласно которому три ветви власти- законодательная, исполнительная и судебная- существуют отдельно друг от друга, обладая при этом равным статусом, а распределение полномочий между ними происходит не вертикально, а горизонтально. Установление контроля судебной инстанции над законодательной и исполнительной ветвями власти идёт в разрез с этим принципом»,- отметил недавно ушедший в отставку с поста главы Верховного суда Израиля Аарон Барак в своей статье, опубликованной в 1993 году.
А) Изложите концепцию разделения властей в демократическом государстве и перечислите её преимущества. Считаете ли Вы, что у этой идеи есть также и недостатки? Аргументируйте Ваш ответ.
Б) Что такое «судебный контроль» и как связано это понятие с идеей разделения ветвей власти?
В) Считаете ли Вы, что в Государстве Израиль соблюдается принцип разделения властей? Аргументируйте свой ответ и приведите примеры.
Ответ:
«Будь праведником и «Не будь грешником»… Так как не всякий удостаивается стать праведником, и человеку не дана полная свобода выбора, чтобы на самом деле наслаждаться Всевышним и действительно питать ко злу истинное отвращение, поэтому призыв обращён к нему вторично - хотя бы «не будь грешником». И в этом свобода и право выбора даны каждому». (Рабби Шнеур- Залман из города Ляды. Ликутей Амарим (Тания), с. 99).
Важной отличительной чертой подлинно демократического государства является принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Это настолько важное понятие, затрагивающее свободы каждого гражданина, что попытки формализовать его были предприняты ещё во втором тысячелетии до Р. Х. вавилонским царём Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Х.). О значении, которое придавали этому тексту месопотамские юристы, говорит тот факт, что текст этих законов переписывался и изучался ещё более тысячи лет после его составления.
Интересно отметить, что даже в то далёкое и «тёмное» с современной точки зрения время, даже в обращении с рабами (т. е. людьми, находящимся как бы вне общества), можно проследить элементы отношения к ним как к лицам. «Так, в случае, если раб оспаривает своё рабское состояние, господин должен «обличить» его по суду, а лишь затем может подвергнуть его наказанию». (История древнего мира. Ранняя древность. Москва, 1983, с. 136.). Очевидно, что уже в те времена люди понимали необходимость разделения властей, что нужна ещё какая- то власть, отличная от власти царя или господина.
Итак, разделение власти - это распределение властных полномочий между ветвями государственной власти. Идея такого разделения, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789г., реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Разделение власти позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой из ветвей власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий; предотвращать злоупотребления властью, установлению диктатуры; гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности. ............