Часть полного текста документа:Государство мне отчим или отец? (попытка психопатологического анализа) Сукиасян Самвел Грантович, д.м.н.,Председатель Ассоциации психического здоровья "Психея", Республика Армения Вопрос, поставленный в заглавие данной статьи, не является праздным и сформулирован в таком виде не для красного словца. В самом деле, что такое государство? Для чего оно нам нужно? Нужны ли мы ему? И если да, то для чего? Что делает оно с нами?! Эти и ряд других вопросов беспокоят меня, когда очередной пациент покидает мой кабинет, и я задумываюсь о том, как же мы живем и почему мы так живем. Я далек от мысли связывать любые психические нарушения с отклонениями в социальном бытии, но, в то же время, я убежден, что любое такое отклонение безусловно вызывает ответные реакции со стороны личности как на уровне физического, так и психического функционирования. Нормальные социально-политические и экономические условия общественной жизни являются составным элементом сложных этиопатогенетических соотношений, обеспечивающих состояние психического здоровья общества и личности. В "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова, государство определяется как основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Оно находится в руках политически господствующего класса и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников. Если абстрагироваться от идеологизированного марксистского понятия "класс" и заменить его более нейтральным определением "слой" или "прослойка", то данное определение, безусловно, имеет общефилософское содержание. Обусловленный характером производственных отношений и способом производства, государство является надстройкой над экономическим базисом. Любое государство, независимо от его типа, формы власти и т.д., выполняет вполне определенные функции - внешние и внутренние. К внутренним функциям относятся защита существующего способа производства, экономической и социальной системы, "подавление" классовых, социальных и других противников, управление экономикой либо регулирование хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка, регулирование социальных отношений, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность. Внешние функции составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств, развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества. Еще Платон писал, что в устройстве государства явственней всего проявляется справедливость и несправедливость, поскольку государство и человеческая душа имеют аналогичное строение. И не только государство, но все человеческое сообщество, начиная со времен Адама и Евы, проявило это триединство (разума, чувств и желаний), имея в качестве социальной единицы семью - как основной формы организации и первичной ячейки общества. С древнейших времен человек жил в сообществах типа род. клан, племя, переросшие затем в более крупные и дифференцированные образования - государство, народ, нация, которые в наше время уже закладывают основы перспективного сообщества - Организации Объединенных Наций (мирового сообщества) Причем не в порядке юридического договора с определенными правами о обязанностями сторон как это имеет место сейчас, а как объективной реальности, жизненной необходимости для выживания общего дома человечества - планеты Земля. Трем основным сословиям государства, которые по Платону составляют правители, охранники и производители - ремесленники и земледельцы, соответствуют три части души - разумная, аффективная и вожделеющая. ............ |