Часть полного текста документа:Групповая игровая деятельность в Интернете Так, при определенных обстоятельствах можно изобрести игру, в которую никто никогда не играл. Л.Витгенштейн. Философские исследования Резюме Рассматриваются исследования деятельности людей, приверженных участию в групповых компьютерных играх в качестве реального или фантастического персонажа (т.н. MUD или MOO). Игра осуществляется в форме обмена текстами, тем не менее эффект участия часто сравнивается с эффектами погружения в виртуальную реальность и/или измененных состояний сознания. Рассматриваются такие вопросы, как стили игровой деятельности, сохранение идентичности, Я-концепция, символическая и практическая деятельность. Введение Исследование деятельности человека, опосредствованной компьютерами и другими элементами информационных технологий, представляет собой актуальную задачу для психологической науки. Среди психологических последствий применения информационных технологий - развитие и преобразование деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, рекреационной и др.) за счет возникновения новых навыков, операций и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредствования и просто новых видов деятельности. Вместе с тем психологи и психотерапевты все чаще сталкиваются с негативными побочными эффектами применения информационных технологий - технострессами, компьютерофобией, "наркотической" зависимостью от игровых программ и Интернета, хакерством и сужением круга интересов, некоммуникабельностью и аутизмом как следствием патологической поглощенности применением информационных технологий (1, 5, 9, 12). Ускоренно развивающаяся практика применения информационных технологий порождает новые проблемы и новые разновидности деятельности, с которыми психологам предстоит вскоре столкнуться. В настоящее время сложился междисциплинарный фронт гуманитарных исследований деятельности человека в мире информационных технологий: наряду с психологами значительную активность проявляют социологи, этнографы, политологи, культурологи и специалисты по исследованию массовых информационных и коммуникативных процессов - последних иногда называют "коммуникативистами" (6). Поскольку в ряде исследовательских областей тон задают не психологи, а представители других гуманитарных наук, полученные ими результаты требуют осмысления психологическим сообществом. Одной из таких проблем является изучение специфики игровой деятельности, опосредствованной применением Интернета. К примеру, заметное место в деятельности пользователей Интернета занимают ролевые групповые игры в воображаемом (виртуальном) пространстве, в котором действуют подчиненные игрокам и описанные ими "персонажи" и которое "застраивается" и "обставляется" всем сообществом игроков путем обмена специальными вербальными описаниями: с разной степенью полноты описываются соединенные между собой замкнутые меблированные помещения ("комнаты") и персонажи (с ними идентифицируются игроки), действия этих персонажей и диалоги (в том числе полилоги) между ними. В рамках таких игр порождаются малоизученные психологические феномены; соответствующие исследования представлены в новом электронном журнале "Journal of MUD Research" и в других источниках. ............ |