ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственное образовательное учреждение высшего образования
ульяновский государственный педагогический университет им.и.н. ульянова
юридический факультет
кафедра теории и истории права и государства
контрольная работа
по дисциплине: «История государства и права России»
на тему: Характеристика формы правления в Российском государстве в годы революции 1905 -1907 гг.
Ульяновск 2006
ВВЕДЕНИЕ
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни.
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентскую систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным Советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силу.
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В ПЕРИОД С 1905 – 1907 гг.
1.1 ПРИЧИНЫ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДУМЫ
Государственная Дума в период с 1905 – 1907 гг. являлась представительским органом власти, впервые ограничившим монархию в России. Причинами формирования Думы явились: революция 1905-1907 гг., поднявшаяся после Кровавого воскресенья, и общее народное волнение в стране. Порядок формирования и учреждения Думы устанавливались Манифестом об учреждении Государственной Думы от 6 августа 1905 г. Законодательство о представительских учреждениях включало следующие известные акты: Манифест от 6 августа 1905 г.; Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.; Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.
1.2 РАБОТА СОВЕТА МИНИСТРОВ
Государственная Дума должна была работать совместно с Советом министров. Совет министров был постоянно действующим высшим правительственным учреждением, возглавляемый председателем.
Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законодательства и высшего государственного управления, т. е. он в не6которой степени ограничивал деятельность Государственной Думы.
1.3 ПРАВА ДУМЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Дума могла выступать с законодательной инициативой по всем вопросам за исключением основных государственных законов. По февральскому 1906 г. Закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему Сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня передачи им заявления о запросе дать ответ на запрос или известить Думу о причинах, объяснявших, почему они лишены возможности сделать это.
Основные принципы работы Государственной Думы:
1)свобода совести;
2)участие в выборах широких слоев населения;
3)обязательное утверждение Думой всех издаваемых законов.
Активным избирательным правом в Государственную Думу обладали все мужчины старше 25 лет (исключение - военнослужащие, студенты, поденные рабочие и кочевники). ............