Характеристика права Древних Афин
Первые писаные законы в Афинах появляются уже в начале VII ст. до н.э. Эвпаториды (аристократы) стараются ограничить пережитки родового общества, в первую очередь кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкасаемость. Авторство этих законов приписывается Драконту (621 г. до н.э.). Именно от его имени произошёл термин «Драконовские законы». Смертная кара была практически единственным наказанием, так как тюрьмы греки не знали. Жизнью расплачивались не только за убийство, но и за осквернение святыни и кражу овощей. Шагом вперёд в развитии юридической мысли стало разделение преступлений на умышленное и неумышленное (по неосторожности). Прогрессивным следует считать и то, что законы, несмотря на их жестокость, ограничивали власть архонтов, которые часто слишком свободно объясняли право.
Личная свобода граждан Афин была под угрозой. Безземельные феты становились так зваными «шестидольнниками» и работали за 1/6 урожая. За не плату арендной платы можно было взять в долговое рабство самих «шестидольников» и их детей. В 594 годк до н.э. афинское общество охватило «большое возмущение», вызванное общим недовольством. Древнегреческий историк Плутарх писал, что «Огромное большинство, к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться безразличными зрителями, а выбрать одного вождя, надёжного человека, и освободить должников, которые пропустили срок выплаты, а землю переделить и целиком изменить государственный строй»
В законах Драконта осуществлялось ограничение кровной мести (отвечает не род, а тот, кто виновен, разрешается по согласию родственников убитого примирение за выкуп). За неумышленноё убийство виновный должен был быть изгнан, за умышленное – смертная казнь. Вводилось понятие необходимой обороны, устанавливалось одинаковое наказание как для исполнителей, так и для подстрекателей преступления.
Когда первым архонтом был избран Солон (594 год до н.э.) представитель евпатридов, который не был «сообщником богатых в их преступлениях», Афины стояли на пороге гражданской войны, большинство должников покидали поля, и убегали от кредиторов. За Солона законы Драконта, кроме казни за убийство, были отменены. После этого гилея каждый раз выносила отдельный приговор, опираясь на обычаи или на личные убеждения. Реформы Солона (594 – 593 год до н.э.) спасли ещё не окрепнувшее рабовладельческое государство в Афинах.
Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Экономические позиции этого государственного деятеля в истории отмечены скромно – богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком. Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных позднейшей традицией, Солону приписывается любознательность. Его деятельность зафиксирована в его же стихах, отражая важнейшие позиции древнегреческого политического деятеля. С его биографией связывается усмирение народа во времена восстания Киллона. По этому поводу он заявил, что страдает, глядя на раздираемую борьбой Аттику. Стихотворные опыты, прозвучавшие в народе элегии способствовали его избранию в архонты. Его объединительные цели заключались в широком диапазоне льгот и нововведений, отвечавших насущным интересам различных слоёв афинского демоса.
Поддерживая Солона, евпатриды преследовали свои цели, заключавшиеся в стремлении смягчить социальную напряжённость, использовать социального посредника и примирителя из своих рядов. ............