Часть полного текста документа:Инструментарий контроллинга предприятия Федор Писчасов, директор по экономике и финансам ПКФ "Сатурн-2001" Евгений Попов, доктор экономических наук, Институт экономики Уральского отделения РАН Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании (предприятия) решает контроллинг Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум критериям - области применения и периоду действия. Одним из наиболее эффективных методов внедрения контроллинга является поэтапное изменение информационных и управляющих потоков предприятия В настоящее время на многих российских предприятиях существует необходимость в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента - планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами. Это подтверждается, например, ростом интереса со стороны многих отечественных компаний к программному обеспечению планирования и учета на предприятии. Однако только внедрение пусть и наиболее продвинутых (и дорогостоящих) программ не может способствовать созданию четкой картины функционирования того или иного хозяйствующего объекта. Современные методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг. Несмотря на то что названный термин имеет английские корни, исторически наибольшее влияние на концепцию контроллинга оказала немецкая школа бизнес-администрирования. Данная концепция постоянно развивается. Пока среди ее сторонников нет единодушия даже в определении контроллинга и перечня его функций (табл.1). Таблица 1 Определения контроллинга Автор Определение Основная функция П. Хорват Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента Координация Х.-Ю. Кюппер Координация системы управления на предприятии Координация Й. Вебер Элемент управления социальной системой, выполняющий главную функцию поддержки руководства при решения им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования) Координация Д. Хан Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия Информационное обеспечение М. Лукашевич, Тихоненкова Целостная концепция экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли Информационное обеспечение С. Рубцов Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа База для всех функций управления Однако, несмотря на разногласия в определениях, проблемное поле концепции контроллинга вырисовывается достаточно четко. Данная концепция основана на следующих положениях: ? предприятие является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны; ? его деятельность ориентирована на достижение запланированных показателей; ? контроллинг выступает интегрирующей и координирующей подсистемой контура управления; он обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений. ............ |