На правах рукописи
 ЛИТУС АННА АЛЕКСАНДРОВНА 
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ШУМО- ПОНИЖАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ РАЗЛИЧНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 Технология и переработка полимеров и композитов
 АВТОРЕФЕРАТ
 диссертации на соискание ученой степени
 кандидата технических наук
 2008
  Научный руководитель: 
 доктор технических наук, профессор 
 Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор 
 доктор химических наук, профессор 
 Ведущая организация
 С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Саратовского государственного технического университета.
 Автореферат разослан 
 Ученый секретарь
 диссертационного совета 
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
 Актуальность темы. Проблема создания эффективных звукоизолирующих и вибропоглощающих материалов весьма актуальна, т.к. эксплуатация транспортных средств сопровождается шумом и вибрацией. В последние годы все больше внимания уделяется кардинальному улучшению экологических характеристик автомобилей. Наряду с работой по уменьшению содержания вредных веществ в отработанных газах двигателей автомобилей ведутся исследования по уменьшению акустического загрязнения воздушного бассейна. Требования национальных и международных стандартов к акустическому комфорту в салонах самолетов, автомобилей и других транспортных средств, городских и населенных пунктах регулярно повышаются и производители автомобилей вынуждены постоянно увеличивать количество применяемых шумопонижающих материалов, улучшать их качество. Значение показателей шума для транспортных средств нормируется ГОСТами и международными стандартами. 
 Одним из приоритетных направлений является создание новых –звуко- и вибропонижающих композиционных материалов с улучшенными свойствами и внедрение этих материалов в производство. Старейшими шумопонижающими материалами являются битумные композиции на основе волокнистых или дисперсных минеральных наполнителей. Многообразие свойств волокнистых наполнителей открывает широкие возможности направленного регулирования физико-механических свойств композиционных материалов - прочности, термостойкости и др. При этом важно, чтобы волокнистые наполнители были экологически чистыми и широко доступными. Именно поэтому отношение к такому наполнителю как асбест становится с каждым годом все более отрицательным и его замена при изготовлении шумопонижающих материалов в автомобильной промышленности весьма актуальна. В последние годы все увереннее вытесняют канцерогенный асбест в разных технологических процессах композитов базальтовые волокна, которые относятся к самым перспективным волокнам для армирования полимерных композиционных материалов (ПКМ). 
 Шумопонижающие звукоизолирующие и вибропоглощающие материалы, изготавливаемые на основе битумных композиций, предназначены для применения в автомобилестроении для эффективного снижения внешнего и внутреннего шума в салоне транспортного средства. Кроме того, это самые недорогие шумопонижающие материалы, что делает их привлекательными на автомобильном рынке. 
 Целью настоящей работы является расширение спектра ассортимента и повышение эффективности шумопонижающих материалов на основе битума, повышение их вибропоглощающих, звукоизолирующих и прочностных свойств с одновременным снижением массы материала, исключение из рецептуры канцерогенного асбеста с сохранением высокой термостойкости полимерного композиционного материала.
 Для достижения поставленной цели решались следующие научно-технические задачи:
 -             исследование эффективности использования базальтовых волокон (БВ), базальтовой ваты (отходы теплоизоляции азотно-кислородной станции) в битумных вибропоглощающих материалах;
 -             исследование эффективности использования базальтовых волокон в битумных звукоизолирующих материалах;
 -             установление закономерностей и технологических параметров изготовления битумных шумопонижающих материалов на основе базальтовых волокон;
 -             изучение механизма взаимодействия в системе «базальтовые волокна – битумное связующее» и структуры шумопонижающих материалов;
 -             определение физико-химических, механических и акустических характеристик шумопонижающих материалов на основе БВ;
 -             исследование влияния модификации базальтовой ваты на физико-механические и акустические характеристики шумопонижающих материалов;
 -             сравнительное исследование характеристик разработанных шумопонижающих материалов с серийно-применяемыми материалами.
 Научная новизна работы заключается в том, что впервые:
 - доказана целесообразность и эффективность использования базальтовых волокон для производства вибропоглощающих и звукоизолирующих материалов;
 -             установлен механизм взаимодействия базальтовых волокон и битумного связующего;
 -             определена оптимальная рецептура битумных звукоизолирующих и вибропоглощающих материалов на основе БВ;
 -             доказано испытаниями в лабораториях АвтоВАЗа и ОАО «Балаковорезинотехника» повышение акустических и прочностных характеристик разработанных материалов в сравнении со стандартными.  ............