Часть полного текста документа: История политических и правовых учений Софисты 5 в. До н.э. - укрепление и расцвет античной демократии. "Софос" - мудрый. Платные учителя мудрости, в т.ч. в вопросах государства и права. Не составляли единой школы, а развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали 2 поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений, среди младших встречаются приверженцы и аристократии и тирании. Протагор (481-411 гг. до.н.э). правомерность и справедливость демократического строя, признавал равенство всех людей - по одинаковой причастности их к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие. Горгий (ок. 483-375 г.до.н.э.). приверженец писанных законов, но справедливость ставит выше их. Мир - друг прекрасного и хорошего. Гиппий (460-400 г.до.н.э.). природа (вещей) в качестве естественного права противостоит ошибочному искусственному полисному закону. Закон, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе. Антифонт (ок. 400 г.до.н.э.). равенство всех людей по природе (эллинов и варваров, благородных и простых - те же естественные потребности) различает "законы полиса" и "законы природы" и предпочитает 2-е. Воспитание людей в духе требований природы. Фрасимах. Политика - область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования. Выгода сильнейшего. Власть устанавливает законы в свою пользу: демократия - демократические законы, тирания - тиранические и т.д. установив подобные законы, власти объявляют их справедливыми. Отметил роль насилия в деятельности государства. Пол Агригентский. Интересовала практическая политика. Лучше самому творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать не справедливость от других. Оправдывал произвол тирана. Калликл. Законы устанавливают слабосильные. Сильный стоит выше слабого и им повелевает. Ликофрон. Государственное общение - результат договора людей между собой о взаимном союзе. Закон - простой договор, гарантия личных прав. Основа - естественное равенство людей. Алкидам Элейский (1 пол. 4 в.до.н.э.). равенство людей, включая рабов. Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом. Политико-правовое учение Гоббса Томас Гоббс (1588-1679). Выдающийся английский мыслитель, политико-юридическая доктрина которого содержится в его трудах: "Философское начало учения о гражданине"(1642 г.), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского"(1651 г.). Изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый имеет наравне с другими одинаковое "право на все". Но жадность и эгоизм человека приводят к неизбежной войне "всех против всех". И это - "естественное состояние рода человеческого". В природе людей заложены свойства, которые побуждает людей находить выход из естественного положения - страх смерти и инстинкт самосохранения, естественный разум. Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. ............ |