Контрольные вопросы по итогам I раздела
1. Что изучает история политических и правовых учений?
ОТВЕТ: История политических и правовых учений (история учений о праве и государстве) не образует самостоятельной науки – ни юридической, ни исторической. Это – учебная дисциплина, содержание и проблема которой определены задачей общего ознакомления с мировыми традициями размышлений о праве и государстве в связи с изучением современной философии права.
2. Что вы можете рассказать о развитии политической мысли в Древнем Египте? (Поучение Гераклеопольского царя своему сыну. Поучение Ипувера).
ОТВЕТ: Возникновение рабовладельческого государства - Древнего Египта относится к IV тысячелетию до н.э. Государство в Египте сложилось в форме централизованной монархии - восточной деспотии, во главе которой стоял фараон.
В политических учениях рабовладельцев важное место занимает идея сильной государственной власти, воплощенной в неограниченной власти фараона, который уподобляется Богу. Религия широко используется в политической идеологии для оправдания социального неравенства. Идеология обоготворения царя проводится систематически и организованно, путем различных обрядов, церемоний и т.п. Уже в мифах и сказках эпохи Древнего Царства (3000-2400 гг. до н.э.) фараону присваивается имя "великий Бог", "благой Бог", повествуется о том, что цари рождаются от брака между смертной женщиной и Богом солнца. Идеология развита в политических трактатах в виде "поучений". Так, в "Поучении Птахотепа" (третье тысячелетие до н.э.) автор, представитель рабовладельческой аристократии, считает, что деление людей на "высших" и "низших" установлено Богом. Поэтому Птахотеп считает, что бороться против социального неравенства бессмысленно. Главная идея "Поучения" состоит в стремлении привить покорность и смирение угнетенным, оправдать перед ними социальное неравенство и внушить им мысль о вечности и неизменности существующего рабовладельческого строя, о вечности господства "высших" над "низшими".
Теми же идеями проникнуто "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра" (около 2100 г. до н.э.). В "Поучении" отражен рост внутренних противоречий общества. К началу Среднего Царства (XXII-XVIII вв. до н.э.) усиливается расслоение сельских общинников, значительная часть которых разорялась. Обостряется борьба и между отдельными группами. В "Поучении" и отражен этот процесс. Царь учит сына, как управлять государством. Он призывает: "Скрути толпу и удали пламя, которое от нее исходит". Автор "Поучения" призывает подавлять бедняков как врагов царя: "Не поддерживай человека, который враждебен, ибо он беден... он враг!". Поучение советует также возвышать вельмож, видя в них опору государственной власти. Учитывая дальнейший процесс расслоения класса рабовладельцев, автор считает, что царь должен приближать к себе не только знатных, но и незнатных богачей для консолидации. Уже в этот период возникает попытка обосновать ненависть к другим народам. "Больше чем отвращение, - говорится в "Поучении", - азиат для Египта".
Физический труд считается уделом "низших", "проклятьем судьбы". ............