Часть полного текста документа:15. Политические и правовые идеи Иваня Пересветова 1549г. "Сказание о Магомет - султане и царе Константине", где в аллегоричной форме излагает вопросы государственной власти и преплагает реформу. Критиковал социальные и государственные пороки Византии, покорность туркам и причины ее падения, проводил параллель с Русью. Он критиковал самовластие бояр. неправедный ПУТЬ обогащения междоусобицы. В военном отношении царь также не мог положиться на бояр. Искоренить зло может только сильная власть, но власть царя должна быть ограничена. Он проводит мысль о сословно-представительной монархии. "Власть опирается на Посад и дворянство, созданный государственный аппарат, справедливый суд, на местах - воевода". Идеал - государство, основанное на правде (законах), Источником беззакония и произвола считал систему кормления. Для ее уничтожения необходимы реформы в военной, финансовой и судебной областях. Военная - замена ополчения постоянным войском, для чего необходимо собирать доход у наместников и поручить это дело государственным чипам, за которыми контроль. Судей назначает царская власть, они получаю]' высокое жалование из казны и сурово наказываются, если судят за мзду, а не по закону. Он идеолог складывающегося нового класса дворян. П. Августин Аврелий о церкви и государстве "АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ" Признание христианства государственной религией не исключало трений между императорской властью и церковью. С одной стороны император смотрел на священников как и на своих чинов т.е. они обязаны исполнять императорские веления, а также император опирался на авторитет решения религиозных вопросов. С другой стороны духовенство не желало быть послушным исполнителем императорских велений. Церковь притязала на полную независимость в религиозных делах и па участие в управлении государством. Притязания церкви на участие в государственном управлении называются теократическими теориями. Знаменитой вехой в развитии политической правовой идеологии церкви был ученый северо -африканский епископ Августин Аврелий, прозванный "блаженным", а католической церковью святым и учителем церкви. В произведении "О граде божьем" Августин Аврелий писап что на земле существует 2 государства: божий град (церковь) и град земной (государство). В церкви - право и общественная польза, истины, справедливый мир и покой, а государство - временное создание человека, созданное насилием и держащееся принуждением. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной порядок, причем существует 2 земных государства: одно основано на насилии, а другое на заботе о подданных. В конечном счете оправдание государства и служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к небесному миру. Августин Аврелий первый, кто предложил приобщать к христианству м насильственным, вооруженным путем искоренять ереси. Источник зла -свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. Оправдание государства и в поддержании социального-порядка.- Августин Аврелий выдвинул новый подход к рабству. Источник рабства грех, но исторически рабство отделяет людей - плен, причем плен имеет оправдание, поскольку согласно его учения, войны не противоречат божьим заповедям. Божественное установлением является и гчастная собственность, социальное неравенство, деление на бедных и богатых. ............ |