Часть полного текста документа:Издержки национально-государственного суверенитета Русский философ Н.А.Бердяев утверждал: "Всякая нация стремится образовать свое государство, укрепить и усилить его. Это есть здоровый инстинкт нации. Потеря нацией своего государства, своей самостоятельности и суверенности есть великое несчастье, тяжелая болезнь, калечащая душу нации". 11 марта 1990 года. Принят Акт о восстановлении независимости Литовского государства. Председателем Верховного Совета Республики избран председатель совета Сейма "Саюдиса" В.Ландсбергис. Началась новая глава в истории литовской государственности, насчитывающей столетия, имеющей взлеты и падения, границы до Черного моря и периоды ассимиляции в Речи Посполитой и Российской империи, двадцатилетний глоток свободы и спорно-насильственное присоединение к СССР. Литовский поэт Ю.Марцинкявичюс в предисловии к первому номеру информационного бюллетеня Литовского движения за перестройку "Возрождение" писал: "Земля, которую мы унаследовали от своих предков, - это наша земля. Зовем мы ее Литвой и хотим, чтобы это слово не исчезло ни с географической карты, ни из языков разных народов. Мы пишем и произносим его вместе с именами не менее достойных народов и государств. И хотим, чтобы и другие с уважением произносили наше имя". Два неполных года национального возрождения, всеобщей эйфории в преддверии государственной независимости преобразовали Литву из спящей в бурлящую. "Саюдис" разбудил дремлющее национальное самосознание литовского народа и оно обрело силу, способную управлять деяниями всей национальной общности. Основными целями национального движения провозглашались гласность, демократия, восстановление политического, экономического, культурного суверенитета Литвы. Но, как оказалось, независимость сама собой не утверждается в жизни и не равнозначна свободе и демократии. Не исчезают сами по себе ни диктатура, ни тоталитаризм, ни культ власти. Демократическая часть интеллигенции (всего 31 человек) уже 31 июля 1990 года выступила с обращением к людям Литвы, в котором говорилось: "Мы все еще на перепутье. К сожалению, не все мы выбираем демократию, законность, истину, порядочность, взаимоуважение. Видимо еще проявляется стремление к скорому личному благополучию, преждевременной славе и лаврам. "Кормушка" власти, мешки денег, паутина мафии, "рог охоты" за ведьмами и врагами, черные знамена хозяйственного и политического хаоса никогда не были и не могут быть символами победы. В какую бы дуду ни дула какая бы то ни была политическая партия, ее должны волновать свобода личности, порядок, принципы демократии". Национальное самосознание оказалось обманутым. На нем спекулировали, использовали в политической борьбе. Идеи свободы, равенства, взаимного уважения оказались подмененными их политическими суррогатами, да еще односторонне истолкованными: суверенитет - как полная изоляция, сотрудничество - как полный разрыв старых связей и т.д. Национальные лидеры, пришедшие в 1990 году к власти в Литве, использовали ставший модным в политике национал-популизм. Политический деятель Франции А.Москович дал следующую оценку популизму:"... во всем мире популизм считается искусством завоевывать симпатии людей". ............ |