Часть полного текста документа:К вопросу о технологии создания ситуации успеха в воспитательной работе с подростками Лопатин Андрей Рудольфович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий КГУ им. Н.А. Некрасова. Приступая к анализу вопроса о технологии создания ситуаций успеха в ходе воспитательной работы с подростками, прежде всего необходимо рассмотреть тот круг педагогических терминов, которыми мы будем в дальнейшем оперировать. Среди них основными являются: технология создания ситуаций успеха и педагогические условия этого процесса. Под технологией создания ситуаций успеха мы понимаем проектирование и реализацию на практике такой педагогической системы, которая была бы адекватна когнитивным и эмоционально-волевым состояниям подростков-школьников. Результатом функционирования подобной воспитательной системы является достижение подростком состояний успеха, которые активизируют его позитивное общеличностное развитие. Каковы же педагогические условия создания педагогических ситуаций, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков? В первую очередь необходимо отметить потребностно-мотивационное совпадение (конгруэнтность) в системе "педагог-подросток". Потребностно-мотивационная конгруэнтность в системе "педагог-подросток" - это психолого-педагогическое явление совпадения (совмещения) направленностей на успех этих людей, рождающее синхронизацию и интеграцию их усилий при решении учебно-познавательных, коммуникативных и других социально-педагогических задач. Явление совпадения фиксируется нами по: гармоничности взаимоотношений в системе "педагог-подросток"; стремлению обеих сторон к позитивному сотрудничеству; вовлечённости в совместную учебно-воспитательную деятельность как в школе, так и за её пределами; позитивному отношению подростка к целям совместной деятельности; адекватному принятию воспитанником форм, методов и приёмов решения возникающих социально-педагогических задач; положительному отношению подростка к оценке со стороны учителя (социального педагога) результатов его учебной и иной работы; адекватной самооценке у обеих сторон; состоянию эмоциональной удовлетворённости и у педагога и у подростка как результат их совместной деятельности. Обозначенные критерии позволили условно выделить высокий, средний и низкий уровни потребностно-мотивационной конгруэнтности с системе "педагог-подросток". Необходимо также, различать исходный и процессуальный уровни совпадения в воспитательной системе. Исходный уровень выделяется в ходе психолого-педагогической диагностики, а процессуальный достигается при формировании конкретной ситуации успеха. Скорость достижения и уровень психолого-педагогического совпадения находятся в зависимости от степени стремления к успеху у обеих сторон системы "педагог-подросток". Поэтому вторым педагогическим условием создания эффективной ситуации является проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у подростков с разными характерологическими радикалами. ............ |