Часть полного текста документа:К вопросу о технологии создания ситуации успеха в воспитательной работе с подростками      Лопатин Андрей Рудольфович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий КГУ им. Н.А. Некрасова.     Приступая к анализу вопроса о технологии создания ситуаций успеха в ходе воспитательной работы с подростками, прежде всего необходимо рассмотреть тот круг педагогических терминов, которыми мы будем в дальнейшем оперировать. Среди них основными являются: технология создания ситуаций успеха и педагогические условия этого процесса.     Под технологией создания ситуаций успеха мы понимаем проектирование и реализацию на практике такой педагогической системы, которая была бы адекватна когнитивным и эмоционально-волевым состояниям подростков-школьников.     Результатом функционирования подобной воспитательной системы является достижение подростком состояний успеха, которые активизируют его позитивное общеличностное развитие.     Каковы же педагогические условия создания педагогических ситуаций, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков?     В первую очередь необходимо отметить потребностно-мотивационное совпадение (конгруэнтность) в системе "педагог-подросток".     Потребностно-мотивационная конгруэнтность в системе "педагог-подросток" - это психолого-педагогическое явление совпадения (совмещения) направленностей на успех этих людей, рождающее синхронизацию и интеграцию их усилий при решении учебно-познавательных, коммуникативных и других социально-педагогических задач. Явление совпадения фиксируется нами по:     гармоничности взаимоотношений в системе "педагог-подросток";      стремлению обеих сторон к позитивному сотрудничеству;      вовлечённости в совместную учебно-воспитательную деятельность как в школе, так и за её пределами;      позитивному отношению подростка к целям совместной деятельности;      адекватному принятию воспитанником форм, методов и приёмов решения возникающих социально-педагогических задач;      положительному отношению подростка к оценке со стороны учителя (социального педагога) результатов его учебной и иной работы;      адекватной самооценке у обеих сторон;      состоянию эмоциональной удовлетворённости и у педагога и у подростка как результат их совместной деятельности.     Обозначенные критерии позволили условно выделить высокий, средний и низкий уровни потребностно-мотивационной конгруэнтности с системе "педагог-подросток".     Необходимо также, различать исходный и процессуальный уровни совпадения в воспитательной системе. Исходный уровень выделяется в ходе психолого-педагогической диагностики, а процессуальный достигается при формировании конкретной ситуации успеха. Скорость достижения и уровень психолого-педагогического совпадения находятся в зависимости от степени стремления к успеху у обеих сторон системы "педагог-подросток". Поэтому вторым педагогическим условием создания эффективной ситуации является проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у подростков с разными характерологическими радикалами.  ............   |