Компетенция военных вузов как субъектов образовательной деятельности
Так какова же конкретно компетенция военных вузов (в частности вузов Федеральной пограничной службы России) как образовательных учреждений?
К их компетенции, в этом качестве, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» относятся:
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств;
- привлечение для осуществления своей деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
- организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
- разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
- разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
- разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
- установление структуры управления деятельностью вуза, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
- установление ставок заработной платы и должностных окладов работников вуза в пределах собственных финансовых средств;
- установление надбавок и доплат к должностным окладам работников, порядка и размеров их премирования;
- разработка и принятие устава вуза;
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка вуза, иных локальных актов;
- самостоятельное формирование контингента обучающихся (слушателей) в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением вузов Пограничной службы России и настоящим законом;
- самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом вуза, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей в соответствии со своим уставом и требованиями Закона «Об образовании»;
- контроль за своевременным предоставлением отдельным
категориям слушателей дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством;
- обеспечение условий содержания слушателей не ниже нормативных;
- создание в вузе необходимых условий для работы и организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья слушателей и работников вуза;
- координация деятельности в вузе общественных организаций (объединений) не запрещенных законом;
- осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством России и предусмотренной уставом вуза.[1]
Таким образом, закон определяет достаточно широкую компетенцию вузов в том числе и военных, как образовательных учреждений, охватывая все стороны и аспекты их многогранной жизнедеятельности. Конечно, здесь вполне может возникнуть вопрос. Необходима ли такая детализация; ведь есть Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования[2] кроме того каждый вуз имеет свой устав.
Думается, что подобная детализация все-таки оправданна. ............