Конституционное и государственное право Франции
2002
Содержание
1 Гражданские права и свободы во Франции. 3
1. 1 Классификация гражданских прав и свобод. 4
1.2 Общие принципы пользования свободами. 6
2 Основы конституционного права Франции. 10
2. 1 Общая характеристика действующей конституции. 10
2.2 Конституционные основы политической системы.. 11
2.3 Конституционный контроль. 13
2.4 Правовое регулирование общественных объединений. 14
3 Государственная система современной Франции. 17
Литература. 21
1 Гражданские права и свободы во Франции Франция по праву считается колыбелью гражданских свобод, и это связывается с провозглашением знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 года, двухсотлетие которой широко отмечалось в 1989 году во всем мире. Многие конституции Франции, и среди них Конституция 1946 года, подтверждали приверженность принципам этой Декларации. Однако до Конституции 1958 года эффективных правозащитных механизмов во Франции не существовало, в отличие, скажем, от США, где на основе судебного казуса 1803 года — Марбери против Мэдисона — Верховный суд мог объявить недействительным любое законоположение, противоречащее Конституции, а, следовательно, всем ее поправкам, гарантирующим права личности. Парадоксально, но факт: именно с установление авторитарного по форме президентского правления с наделением носителя верховной власти генерала Де Голля обширными полномочиями страна получила в свое распоряжение хорошо функционирующие институты власти и управления. Основные задачи по обеспечению гражданских прав и свобод были положены на судебную власть и Конституционный совет, созданный в 1958 году. Только благодаря деятельности общегражданской и административной юстиции и постепенно набиравшей силу практике Конституционного совета в государстве сложились эффективные правозащитные механизмы. Франция не только присоединилась к Международным пактам о правах человека, но и по ряду направлений стала задавать тон развитию гуманистических принципов в законодательстве.
Правовое государство, модель которого разрабатывается в правительственных кругах Франции с участием видных ученых-юристов, предполагает строгое ограничение прерогатив государственной власти при ее вмешательстве в общественную жизнь. Но это вовсе не умаляет роли государственных учреждений в жизни современного общества. Напротив, их регулирующая роль становится все более конструктивной. В 1985 году в своей речи на коллоквиуме, посвященном проблемам модернизации государства, президент Республики Ф. Миттеран заявил: ”Нет демократии без государства… Государство предоставляет ресурсы для выполнения демократических решений, в форме законов или подзаконных актов; оно обеспечивает поддержание правопорядка — основное усилие, необходимое для осуществления демократии, оно защищает и обеспечивает жизненность публичных свобод” [5, 134].
1. 1 Классификация гражданских прав и свобод Параллельно с эволюцией прав и свобод шел процесс развития правозащитных механизмов, причем эти механизмы разрабатывались на фоне острых классовых противоречий, раздиравших страну на протяжении существования двух империй и пяти республик. Несмотря на то, что авторитарные режимы, особенно в имперские периоды, серьезно блокировали реализацию провозглашенных в Декларации 1789 года гражданских прав и свобод, их общее развитие было поступательным.
Главными вехами на этом пути были законодательные акты III Республики о свободе слова и печати, свободе объединений, о введении всеобщего и равного избирательного права. ............