Введение
С незапамятных времен самобытная культура древнеегипетской цивилизации привлекала к себе внимание всего человечества. Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая просуществовала 3 тысячелетия. Как и всякая другая культура, древнеегипетская переживала свои периоды подъема, благоденствия, а затем слома, упадка.
На протяжении тысячелетий древнеегипетская культура отличалась относительной замкнутостью и самодостаточностью, была мало подвержена внешним влияниям. Ей был свойственен глубокий консерватизм и верность издревле установленным принципам; новые веяния неизменно наталкивались на сильное сопротивление. В своей основе она воплощала страх человека перед неуправляемой природной стихией и преклонение перед властью фараона как организатора и хранителя мирового порядка. Ведущим образом египетской культуры являлся образ Великой Реки – Нила, – а ее ведущей идеей – идея вечности. Концепция застывшего времени и застывшего пространства выразилась в своей совершенной форме в самых знаменитых памятниках египетского гения – пирамидах.
1. Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта
1.1 Боги Египта
Древний Египет обязан своей высокоразвитой культурой Нилу. Из-за циклических наводнений в стране сформировалась ярко выраженная вера в потусторонний мир, образцом для которой служил естественный круговорот возникновения, исчезновения и возрождения.
Огромную роль в жизни древнеегипетского государства играла религия. В давние времена каждое племя имело свой тотем – священное животное, которое почиталось прародителем и покровителем этого племени. Таким животным мог быть лев, павиан, кошка, крокодил. Позже в животных стали видеть воплощение тех или иных богов: черный бык с белыми пятнами олицетворял бога плодородия Аписа (Мемфис), крокодил – бога воды и разлива Нила Себека (Фаюм), ибис – бога мудрости Тота (Гермополь), львица – богиню войны и палящего солнца Сехмет (Мемфис), кошка – богиню радости и веселья Баст (Бубаст), сокол – бога охоты Гора (Бехдет) и пр. Постепенно пантеон антропоморфизировался, однако зооморфные черты, как правило, сохранялись и сосуществовали с антропоморфными: Тот превратился из ибиса в человека с головой ибиса, Баст из кошки в женщину с кошачьей головой, Гор из сокола в человека с головой сокола и т.д. Особое значение имели бык и змея. Считалось, что в начале начал все боги и богини были быками и коровами разного цвета. Культ быка в древности связывался с почитанием вождя племени, а после возникновения государства соединился с культом фараона: так, на празднике в честь тридцатиления своего правления фараон появлялся в одежде с привязанным к ней сзади бычьим хвостом. Змея олицетворяла как зло (Апоп, враг Солнца), так и добро (богиня плодородия Рененутет, богиня Нижнего Египта Уто).
Как известно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов, но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие. Боги для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии.
Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. ............