Задание
1. Правовое регулирование международных морских, речных перевозок и режим международных проливов.
2. Тестовые задания.
3. Дать правовую характеристику ЕС.
Литература
1.Правовое регулирование международных морских, речных перевозок и режим международных проливов
Объем перевозок морскими путями год за годом растет. Это обусловливается не только дешевизной морских перевозок сравнительно с другими видами транспорта, а и географическим удобством стран, которые берут участие в морских перевозках. Для разовых перевозок используются судна арендованные (фрахтованные); судна, которые используются на длительное время, срок (тайм-чертер); судна, которые на основании соглашений между государствами используются систематически на определенных географических направлениях, за раннее установленным графиком.
Важное значение для регулирования морских перевозок имеет международное морское право как система правовых норм и принципов, которые регулируют отношения, которые возникают в процессе использования Мирового океана для торгового и военного мореплавания, рыболовного и морского промысла, добычи биологических и минеральных ресурсов, проведения научных исследований. В основе таких отношений лежит принцип свободы открытого моря, относительно которого все государства и народы имеют равные права на использование Мирового океана.
Источниками международного морского права являются Устав ООН, Женевские Конвенции 1958г. (Про территориальное море и зону, которая прилегает к нему; Про открытое море; Про континентальный шельф; Про рыболовство и охрану живых ресурсов), Брюссельская конвенция 1910г., Лондонская конвенция 1954г. (с поправками 1962, 1969, 1972, 1973 гг.), Конвенция охраны человеческой жизни на море 1960г. Особенно важное значение имеет Конвенция ООН морского права 1982г., которая была подписана 159 государствами. Она охватывает вопросы, связанные с мореплаванием и перелетами, разведкой и разработкой ресурсов, рыболовством и др. Конвенция определяет морские зоны, правила проведения морских границ, права, обязанности и ответственность государств, механизм урегулирования споров.
Правовое регулирования международных морских перевозок предусматривает также решение вопросов, связанных с определением, во-первых, режима торговых суден в открытом море и в территориальных водах и, во-вторых, режима торговых суден в международных проливах и каналах, а также в портах.
Относительно ст.1 Конвенции по этому вопросу (Женева, 1958г.) под «открытым морем» следует понимать все части моря, которые не входят как до территориальных, так и до внутренних вод какого-нибудь государства и которыми могут пользоваться разные государства.
«Открытое море» свободно для доступа всех государств и не одна из них не имеет права претендовать на подчинение какой-нибудь его части своему суверенитету. Все государства пользуются в нем свободой кораблеплавания, рыболовства, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, а также свободой полетов.
Находясь в «открытом море», судна должны плавать под флагом только одного государства (кроме случаев, предусмотренных в международных договорах), подчиняться юрисдикции того государства, под флагом которого они находятся. Не разрешается во время плавания или стоянки при вхождении в порт менять свой флаг (кроме случаев перехода права собственности на судно или смены регистрации). ............