Часть полного текста документа:О переходе языка в речь: когнитивная интерпретация Л.И. Гришаева (об актуализации предложения как коммуникативной единицы) Одним из самых важных и интересных вопросов в науке о языке можно, пожалуй, считать вопрос о том, каким образом системные единицы трансформируются в речевые, каким образом единицы лексикона преобразуются в коммуникативные единицы. В когнитивных терминах соответствующие вопросы следовало бы сформулировать следующим образом: как разрозненные сведения о мире группируются так, что при общении осуществляется передача связного послания, информирующего собеседника не только о реальной ситуации, но о намерении инициатора общения, о его эмоциональном состоянии, о социальной роли, статусе, об отношении к собеседнику и т.д.? Теоретически и практически важно выяснить, в каких когнитивных структурах хранятся соответствующие сведения, каким образом осуществляется "наполнение" коммуникативной единицы перечисленными выше сведениями. Прежде всего, теоретический интерес представляет также уяснение механизмов преобразования декларативных знаний о мире в процедураль-ные, а также выявление сходства и различия между процедуральным и декларативным способами хранения знаний о мире. Для ответа на сформулированные выше вопросы необходимо обратиться к изучению единицы, адекватной заявленной цели. Таковой следует признать предложение как минимальную коммуникативную единицу и, прежде всего, глагольное предложение. Адекватной поставленной цели предложение (в другой терминологической системе - высказывание) следует признать по следующим соображениям. Обобщенным содержанием предложения является пропозиция, то есть такая единица, в которой взаимосвязаны отдельные, разрозненные сущности; ср. формулы пропозиций: R (х, у), R (х, у, z), P (х). Предложение представляет собой средство номинации определенного кадра действительности. Будучи таковым, предложение представляет собой с когнитивной точки зрения единицу, адекватную, но не идентичную (!), единице процедурального хранения информации, в которой встречаются оба способа хранения знаний о мире: процедуральный и декларативный. Предложение есть функциональное образование, и его функции: коммуникативная, номинативная, когнитивная - позволяют ему быть одновременно единицей сообщения, единицей воздействия и единицей хранения знаний о мире. Предложение обладает и формальной, и содержательной стороной; вследствие этого оно подвергается формальному и содержательному варьированию, не утрачивая при этом тождества самому себе. Это позволяет, с одной стороны, гарантировать взаимопонимание всех коммуникантов -представителей одного языкового сообщества, а с другой - адаптировать использование одного и того же вербального кода к постоянно меняющимся (дискурсивным) коммуникативным условиям и к личности коммуникантов. Предложение можно моделировать по формальным и содержательным параметрам, что демонстрирует закономерность отмеченных особенностей предложения. Предложение - многоаспектное образование, в котором каждый из аспектов, вычленяемый по отдельности лишь искусственно, при специальном анализе, может реализовываться только симультанно со всеми остальными в едином, сложно организованном комплексе. Предложение может быть при благоприятных коммуникативных условиях и текстом. А именно глагольное предложение представляется адекватным для изучения интересующих нас тенденций в силу того, что финитная форма глагола транслирует в коммуникацию смыслы, существенные для процесса общения как такового. ............ |