Часть полного текста документа:Образование Древнерусского государства Вопрос о возникновении единого государства у русичей является одним из самых трудных вопросов в исторической и юридической науке. Не внесли ясности в освещение этого вопроса и немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, приглашенные пронемецки настроенным правительством Анны Иоанновны в XVIII в. для работы в Академии наук. Они намеренно запутали весь процесс становления Русского государства и права. Прежде всего они стремились отредактировать на свой лад исторический труд Нестора "Повесть временных лет". По их мнению, до пришествия варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора "славяне не знали никаких искусств, а жили подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса"*1*. Следуя за Шлецером, Н.М. Карамзин писал: "Древляне имели обычаи дикие, подобно зверям, с какими они жили среди лесов темных, питаясь всякой нечистотою..." По мнению Карамзина, всем искусствам, в том числе и искусству государственного управления, научили наших предков варяги-скандинавы. Отправным аргументом шлецеро-карамзинского учения о дикости славян служит высказывание Нестора: "Древляне, живяху звериным образом, ядяху вся не чисто..." Однако это свидетельство Нестора не имеет того смысла, который вкладыва- *1* Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. М.,1908. С. 85. ют в его слова Шлецер и Карамзин. Древляне, радимичи, северяне, кривичи и прочие язычники ели то, что по понятиям христианского монаха являлось "нечисто", так же как греховными, неприемлемыми для христиан Нестор считал языческие празднества, сожжение мертвых, родственные браки, многоженство. В том же XVIII столетии русские ученые, и прежде всего М.В.Ломоносов, а также виднейшие историки своего времени - Татищев, Щербатов доказали несостоятельность норманской теории образования государства Русь. И тем не менее в XIX в. домыслы и вымыслы Шлецера и Байера получили статус аксиомы. В учебниках по истории и юриспруденции "открытия" немецких ученых излагались как доказанные наукой истины. Варяги не составляли господствующего народонаселения относительно славян. Они не были по своему культурному уровню выше руссов. В русском языке мы можем найти не более десятка слов происхождения сомнительного или действительно германского. После того, как Русская Правда (свод норм права) была сличена с памятниками других славянских народов, "не может быть речи не только о том, что Русская Правда есть скандинавский закон, но даже о каком-то влиянии на нее скандинавского элемента"*1*. До так называемого "призвания варягов" руссы уже образовали ряд государств с центрами в Новгороде, Киеве, Смоленске, Чернигове. "Рюрик и его братья Синеус и Трувор были князьями руссов", - так гласит летопись. Историки давно обратили внимание на так называемых братьев. Оказывается, что в переводе "Синеус" - sine hus - "свой род", а "Трувор" - thru waring -"верная дружина". Другими словами, Рюрик пришел княжить в Новгород со своими родственниками и верной дружиной. "Княжить" - это не значило в Новгороде управлять государством. Князь выбирался на вече и выполнял его волю. Новгородцы приглашали на княжение, но могли неугодного князя и изгнать. Что касается Олега, то в русской летописи он присутствует не столько в качестве исторического деятеля, сколько в виде литературного героя, образ которого слеплен из варяжских саг о нем. ............ |