Конспект первоисточников №2
Дафт Р. Организации//Теория организации: хрестоматия/ Сост. А.А. Максимов. – Екатеринбург, 2007, С. 105-117
Глава 1. Организация и организационная теория
ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ?
Организацию, как таковую, вряд ли можно увидеть. Мы видим только внешнее: высокие здания, компьютеры в офисах, служащих, но организация в целом — довольно туманна и абстрактна. Мы знаем об организациях, поскольку встречаемся с ними каждый день. Действительно, они занимают в нашей жизни столько места, что многие из них воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В этой книге для описания организаций используется следующее определение: организация — это социальная целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой.
Ключевой элемент организации — не здания и не набор курсов действий и процедур; организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют для того, чтобы выполнить некоторые действия, необходимые для того, чтобы достичь цели. Менеджеры намеренно структурируют и координируют ресурсы организации так, чтобы добиться наилучшего выполнения стоящей перед ней задачи. Ни одна организация не может существовать без взаимодействия с потребителями, поставщиками, конкурентами и другими элементами внешней окружающей среды.
ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
Еще в конце XIX века в мире существовало довольно мало организаций — не было профессиональных союзов и торговых ассоциаций, мало было крупных коммерческих компаний, некоммерческих или государственных организаций. Постепенно организации заняли центральное место в жизни людей и теперь оказывают огромное влияние на все наше общество.
Организации находятся повсюду вокруг нас и разнообразно воздействуют на нашу жизнь. Семь причин, по которым организации важны для нашего общества:
1. Объединение ресурсов для достижения желаемых целей и результатов.
2. Эффективное производство товаров и услуг.
3. Упрощение нововведений.
4. Использование новейших информационных и производственных технологий.
5. Адаптация к изменениям окружающей среде и влияние на среду.
6. Создание ценности для владельцев, потребителей и работников.
7. Соответствие современным требованиям специализации, этики, мотивации и координации деятельности работников.
Организации предлагают потребителям нужные им товары и услуги по доступным ценам. Компании ищут нестандартные способы более эффективного производства товаров и доставки их потребителю. Преобразование организационных структур и практики управления также может внести свой вклад в повышение ее эффективности. Организации создают потребность в инновациях, вместо того чтобы полагаться на стандартные продукты и устоявшиеся способы действия.
Организации адаптируются к быстро изменяющейся среде и сами оказывают влияние на среду. Некоторые большие компании имеют специальные отделы, занимающиеся мониторингом окружающей среды и поиском путей приспособления к ней и влияния на нее. ............