Часть полного текста документа: От безвозмездной помощи СССР двум йеменским государствам к равноправному сотрудничеству России и единого Йемена. ( Абдулсамад Абдулла Ахмед, соискатель ученой степени кандидата исторических наук, кафедра теории и истории международных отношений С-ПбГУ) Отношения России и Йемена в сфере экономики вплоть до 1990 г. оценивались с точки зрения объема кредитов, помощи и товаров, которые СССР представлял двум йеменским государствам - Йеменской Арабской Республике и Народной Демократической Республике Йемен. Поскольку обратный процесс не имел места, можно утверждать, что отношения в этой области носили односторонний характер. Однако, период, последовавший за развалом СССР, поставил экономику России перед лицом многочисленных кризисов, спровоцированных советским наследием, что ослабило ее настолько, что задолженность по зарплате и внешний долг оценивался в 150 миллиардов долларов, а доходы гражданина постсоветской России не покрывали и половины его самых насущных потребностей. В 1992 г. показатель инфляции оценивался в 2000%, а курс национальной валюты по отношению к доллару обрушился с 180 рублей за доллар в 1992 г. до примерно 5400 рублей за доллар к 1996 г1. Все это превратило Россию из страны - кредитора в страну - должника, из государства, которое когда-то оказывало безвозмездную помощь, выдавало ссуды и кредиты, в государство, которое теперь само нуждалось в подобной помощи. В этот же период произошло объединение ЙАР и НДРЙ в единое государство. Внутриполитическое положение объединенного Йемена в первые годы его существования было крайне тяжелым. Сумма этих факторов сделала невозможным для йеменской и российской стороны выполнение даже минимальных объемов торговых соглашений, подписанных еще во время существования СССР. Так случилось с соглашением, подписанным в Сане в феврале 1991 г., которое касалось вопроса учреждения постоянного советско-йеменского правительственного комитета по торгово-экономическому, техническому, научному и культурному сотрудничеству, который вплоть до настоящего момента не провел ни одного заседания. Важнейшие же контакты Йемена и России в сфере экономики в период 90-х годов XX в., можно свести к следующему: В 1992 г. состоялось подписание технического и финансового соглашения между Главным учреждением портов Йемена и российской компанией "Техноэкспорт", целью которого было строительство пристани длиной 450 м в йеменском морском порту Салиф и углубление порта до 46 футов для обслуживания судов водоизмещением в 50 тысяч тонн. Общая стоимость этого контракта составляла 38 миллионов долларов. Работы начались в 1993 г. В ноябре 1997 г. в Парижском клубе кредиторов 80 % йеменского долга России, который составлял 6,7 миллиардов долларов, были списаны. К оставшимся 20% были применены Неапольские условия, которые предписывали аннулирование двух третей от этих 20% и постепенную выплату последней трети в течение длительного срока. Это событие получило широкий резонанс. Многие экономисты и чиновники в Йемене и России рассматривали произошедшее как устранение препятствия, которое мешало развитию отношений Йемена и России. Наконец, некоторые российские источники говорили, что проблема остаточного йеменского долга была полностью разрешена путем погашения его во время осуществления в Йемене проектов приватизации2. ............ |