Часть полного текста документа:Первые шаги Турции по направлению к Европейскому Союзу. 1.1. Вестернизация Турции и политика Мустафы Кемаля Ататюрка. Важно рассматривать отношение Турции к Европейскому Союзу в связи со стремлением страны к модернизации по западному образцу. Без признания силы и глубины этих усилий было бы совсем невозможно правильно оценить развитие этой страны в течении последних пятидесяти лет и волну реформистского восторга в ней. Если бы не было сильного эмоционального обязательства по выполнению этой цели, то могущественные противники вестернизации достигли бы большого успеха. Без идеологической воли этаблированной государственной элиты - стать частью Европы евроазиатские фантазии некоторых вытеснили бы европейские надежды. В конце концов, именно это: глубоко укоренённое наследие кемализма, закат империи османов и убеждение, что Турция- европейская страна- стало препятствием для антиевропейских, авторитарных сторонников вестернизации. Процесс модернизации начался более 200 лет назад, когда на стыке ХVIII и ХIX столетий в Турции начались реформы, получившие название "Низами Джедид" ("Новый порядок"). Они были призваны устранить отставание от европейских держав в государственных и особенно в военных делах. Для обеспечения армии современным оружием и обмундированием строились оружейные заводы и мануфактуры. При реорганизации армии и государства использовались европейские труды по военному делу, фортификации, математике и др. однако уже тогда религиозные деятели выступали против реформ, ссылаясь на их несовместимость с установками Корана и шариата, и первый султан- реформатор Селим III в 1807 году был свергнут. Ветер перемен временно стих. Успешнее пошли реформы "Танзимата" ("Преобразований") в середине XIX столетия. Отношения Турции с европейскими государствами вышли на новый уровень сотрудничества. Были приняты законы, стимулировавшие развитие промышленности на базе европейской техники. Поощрялся приток иностранного капитала, создавались благоприятные условия для деятельности иностранного капитала, создавались условия для деятельности иностранных предпринимателей. Тогда же стали увлекаться европейской роскошью и французской модой. Тем не менее, противодействие духовенства и других традиционалистов вводимым новациям продолжалось. Что ограничивало масштабы реформ. Новой вехой "европеизации" стало принятие в 1876 году Конституции, впервые ограничившей власть султана- халифа, являвшегося одновременно духовным главой всех мусульман. В этом важнейшем нормативно-правовом акте провозглашались принципы личной свободы и равенства всех подданных империи, безопасности личной собственности и неприкосновенности жилища, свободы печати; вводилось обязательное начальное обучение. Но спустя два года не устроивший султана состав парламента был распущен и действие конституции было приостановлено. Установление султанатом режима "зулума" (деспотии, гнета) не вызвало протестов у стран Запада, так, как сохранялась свобода проникновения иностранного капитала в турецкую экономику, а предоставленные займы прочно привязали империю к странам-займодавцам. Поскольку Османское государство было не в состоянии возвращать долги, эти страны добились от султана права самим собирать налоги и пошлины. ............ |