Кафедра государственно-правовых дисциплин
  Дисциплина: История политических и правовых учений.
 Реферат
 по теме №1: «Политическая и правовая мысль в государствах древнего мира»
 Основная 
 1.         *История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Из-во «Зерцало», 2000. Гл. 2,3,4.
 2.         *История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Из-во НОРМА, 2000. Гл. 2,3,4.
 3.         *История политических и правовых учений (краткий учебный курс) / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Из-во НОРМА, 2000. Гл. 2,3,4.
 4.         *История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. и ред. Г.Г. Демиденко, Г.А. Борисов. – Белгород, 1999. – С. 8-56.
 5.         *История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. – М.: Академ. Проект, 2000. – С. 20-58.
  
 Дополнительная 
 1.         *Антология мировой правовой мысли. В 5 томах. Т.1. – М.: Мысль, 1999. – С. 93-218.
 2.         *История политических и правовых учений: Древний мир. – М.: Наука, 1985.
 3.         *Глушаченко С.Б. История политических и правовых учений: вопросы и ответы. – СПб., 2001. – С. 18-45.
 4.         **Конфуций. Изречения. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 128 с.
 5.         *Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период) //Вестник МГУ. Серия 11. Право. - 1995. - № 2. - С.35-45.
 
  Введение: Возникновение наиболее ранних политико-правовых учений связано с образованием первых государств на  Древнем Востоке - в Египте, Двуречье (Месопотамии), в Древней Индии,  Китае, Персии, Палестине и др. 
 Отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, политическая мысль древних  народов на протяжении длительного времени  развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. Эти представления сложились в длительном догосударственном периоде первобытно-общинного строя.
 В эпоху поздней древности (античности) происходит постепенная  десакрализация и рационализация религиозных и мифологических представлений о мире, общественной жизни, о государстве и праве. Возникают зачатки научных, теоретических воззрений, происходит отход от мифологической идеологии и преодоление монополии жрецов на знание.  Причем у разных народов этот процесс протекал с различной интенсивностью, принимая различные формы, и имел несхожие последствия. В целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляется в первом тысячелетии до н.э. во всех  центрах  цивилизации  того времени.
 Тем не менее теистический подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни (напр., различные политико-правовые концепции религиозно-теологического характера, христианские доктрины возрожденного естественного права и т.п.).
 
  Вопрос 1.  ............