Часть полного текста документа: План: Введение 2 1. Политико-правовые взгляды М.М.Сперанского. 3 2. Политические идеи Н.М.Карамзина. 9 Заключение 18 Список использованной литературы 20 Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского. Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель. Происходил из семьи сельского священника. По сути Сперанский был ближайшим советником Александра 1 по вопросам внутренней политики. Политическая доктрина М.М.Сперанского оригинальна и самобытна, формулируя её, мыслитель опирался на свои глубокие познания в политически теориях как античных, так и современных ему европейских мыслителей. М.М.Сперанский был первым в России, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма: он разрабатывал не только вопросы текущей политики, но и проблемы общеполитического характера. Взгляды М.М.Сперанского представляют русский либерализм в процессе его зарождения. Наиболее полно идеи Сперанского отражены в записке, предоставленной Александру 1 в 1809 году - "Введение к уложению государственных законов". Сперанский признавал, что самодержавие является исторической формой правления, то есть имеющей своё начало и конец. В этом отношении он сделал шаг вперед по сравнению с В.Н.Татищевым и Н.М.Карамзиным, которые считали самодержавие изначальной и вечной формой власти в России. Говоря о происхождении государства, М.М.Сперанский встает не на точку зрения Руссо о счастливой жизни людей в естественном состоянии, а на тоску зрения Гоббса, видевшего в естественном состоянии войну всех против всех. Появление государства рассматривает как результат развития собственности. Он считает, что государство - общественный союз, который возник, чтобы обеспечить "свое каждому". Государство строится на "1) взаимном признании самостоятельности, 2) собственности". Государство представляет собой союз польз. Польза является источником права: "Подати собираются не по праву, но по необходимости и пользе, отнять необходимость и тогда подати будут несправедливы".1 Наиболее мощными движущими силами общества провозглашал собственность и торговлю. Будучи глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал "мрачную систему чувственного материализма" и воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной2. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли бога), полагая при этом, что Россия в своем историческом пути прошла три ступени: в средние века - удельщина, в новое время - абсолютная монархия, а в настоящий период - промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение гражданских и политических прав). Россия, по мнению Сперанского ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным "через правильные законы", жалованные императором народу. ............ |