Введение
Изучаемая тема является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено рядом следующих причин.
Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ, финансируемых государством.
Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «предпринимательство в сфере здравоохранения».
2. Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.
В процессе написания данной работы нами были использованы в основном следующие методы:
1. Сравнительный анализ литературных источников.
2. Системный.
В процессе написания данной работы нами в основном были использованы учебные и монографические источники.
1. Понятие «предпринимательство» в здравоохранении
Неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физических страданий, – недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням, то есть на милосердие [4, с. 118].
Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случае индивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее – и тело, и душу. Иначе он не врач, а механик, а лечение – это ремонт.
Больной немощен и ему надо помочь. Вот главное, а все остальное – потом. Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенных правил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, а сделка – повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели – прибыли. Это аксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первое место. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу или товар для того, чтобы приумножить свое благополучие.
Но значит ли, что в медицине всякое предпринимательство при таких «возвышенных», целях ее деятельности – несостоятельно? Следует ли, говоря проще, целиком поместить ее на чье-то содержание: посадить, скажем под «крылышко» государства на бюджетный паек или целиком отдать благодетелю-спонсору?
Применительно к здравоохранению понятия предпринимательской деятельности, прибыли, рынка вызывают одинаково стойкое неприятие у граждан и должностных лиц, как в России, так и за рубежом.
Такое неприятие предпринимательства в здравоохранении объясняется субъективными и объективными факторами [3, с. 83].
Субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующими факторами.
Прежде всего, отечественное здравоохранение основано на традиционном принципе бесплатности медицинской помощи.
В условиях социалистического распределения здравоохранение признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета [6, с. 234].
Здравоохранение могло освоить столько бюджетных средств, сколько в него вкладывалось. ............