Часть полного текста документа:Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования) О.Ю. Василенко, Е.В. Вельц, Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда, В апреле - мае 1999 года на кафедре экономики и социологии труда экономического факультета Омского госуниверситета, возглавляемой профессором Л.А. Еловиковым, было проведено социологическое исследование с целью определения путей преодоления мотивационного кризиса вузовских работников и совершенствования системы оплаты их труда. Проблемам ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности преподавателей вузов в современной литературе уделяется достаточно много внимания. Это связано, прежде всего с тем, что ключевой фигурой реформ образования является преподаватель, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят от преподавательских кадров и руководителей вузов и от специфического менеджмента их отношений. Для руководителей вузов знания о мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава имеют основное значение еще и потому, что статус вуза, его престиж, конкурентоспособность зависят от качества выпускников, от их востребованности на рынке специалистов. Основными же производителями качественных знаний, естественно, являются профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений. Но, к сожалению, труд людей, занимающихся формированием интеллекта страны, в настоящее время не оценивается адекватно их вкладу в это развитие. Цель проведенного исследования состояла в изучении и анализе мотивов трудовой деятельности преподавателей одиннадцати омских вузов, а также определении наиболее эффективных способов стимулирования их труда. В данном обзоре основное внимание будет уделено анализу мотивов труда преподавателей Омского госуниверситета. Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих задач: Определить и проанализировать мотивы выбора профессии и мотивы трудовой деятельности преподавателей; Определить структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности; Выявить сходства и различия в мотивах, характерных для преподавателей, объединенных по различным социальным признакам; Наметить возможные пути повышения удовлетворенности трудом у преподавателей; Обозначить возможности наиболее эффективного стимулирования труда профессорско-преподавательского персонала. Из опрошенных преподавателей Омского государственного университета 30% мужчин и 70% женщин на вопрос о том, нравится ли им преподавательская деятельность, 33% ответили: "очень нравится" и 67% - "нравится в основном". Несмотря на то, что большинству опрошенных нравится их работа, 61% совмещают ее с какой-то другой, причем у 38% эта работа носит постоянный характер. В 81% случаях совмещаемая работа связана с преподавательской деятельностью. Хотя 76% из тех, кто совмещает преподавательскую деятельность с какой-то другой работой, ответили, что занимаются дополнительной работой из-за нехватки заработка, но, тем не менее, делает это также из-за интереса к другой работе и возможности большей самореализации. Несомненно, что в данном случае большую силу имеет аргумент, связанный с нехваткой заработка, поскольку на вопрос: "Удовлетворены ли Вы получаемой заработной платой в вузе?" 54% ответили отрицательно. ............ |