Часть полного текста документа:Пресса и экономика Исторический опыт и уроки деятельности прессы в процессе реформирования экономики В теории и истории журналистики, занимавшейся вопросами изучения возникновения и развития этой сферы человеческой деятельности, долгое время и вполне обоснованно существовала точка зрения о возникновении журналистики как средства удовлетворения потребности в информации. Человек научился говорить, значит, ему захотелось сказать что-то другому или спросить о чем-либо. Потребность в обмене информацией между людьми возникла, таким образом, в глубокой древности. Очевидно, тогда и появились истоки понимания сути человеческой личности как существа социального, самой природой предназначенного жить среди себе подобных и уметь разными способами общаться с другими. По мере упрочения общественно-производственных отношений и появления регулятора этих отношений в форме правовых актов и законов возникла необходимость в распространении законодательной информации о товарно-обменной деятельности. Эту мысль впервые высказала профессор Московского государственного университета, известный исследователь журналистики Ученова В. В. Она считает, что "обращение к новому типу общения - знаковому письму - происходит в период образования государственности и подчиненно задачам фиксации налогов, товаров, обменных и устных операций". По существу необходимость распространения законодательной информации о бурно развивающейся экономической деятельности стала причиной появления важнейшей формы культуры - письменности. На самом деле, "лидерство устной культуры, - как верно замечает Ученова В., - ограниченная грамотность населения в эпохи античности, западноевропейского и русского средневековья определяли ведущую роль в оперативном, массовом, политическом общении ораторского мастерства, проповедничества, различных форм устного поучения и устной полемики. Настоящая правда, по мнению Гуревича С. М., заключается в том, что "первопричиной появления печатных периодических изданий была все-таки потребность в экономической информации. Купцы нуждались в сведениях о стоимости товаров на рынках в городах своей страны и других государств. Финансисты - в данных о ситуации на первых международных биржах о соотношении стоимости денег, чеканившихся на монетных дворах столиц европейских государств. Фабрикантам требовалась информация, где и за какую цену они могли приобрести новые станки для своих предприятий и где они могли выгоднее продать их продукцию. И все готовы были платить за такие сведения. Чтобы их получить, долгое время посылали гонцов. Но это было дорого, и необходимая информация поступала таким образом не регулярно. Требовалось иное средство, которое обеспечивало бы ее доставку достаточно быстро и систематично. Появление этой экономической потребности привело к возникновению средства ее удовлетворения. Им стала периодическая печать". Это точка зрения не является пионерской. В более ранних работах по исследованию содержания первых газет идея о том, что это была, возможно, экономическая информация, встречается в работах ленинградских ученых Блажного А., Ворошилова А. и других. Но только в работе, датированной 1999 годом, Гуревич С. М. утверждает эту идею. Экономический фактор сыграл, на наш взгляд, наиважнейшую роль в возникновении и дальнейшем развитии журналистики как своеобразной формы коммуникации и информационной деятельности, поскольку натуральный обмен товарами, услугами на заре зарождения товарно-денежного обращения закономерно постепенно перерос в обмен информацией о возможностях, размерах и качестве товаров на рынке. Массовая коммуникация, утверждают ученые, - это общение, обмен информацией между членами общества, участвующими в той или иной деятельности. ............ |