Часть полного текста документа:Принцип субсидиарности в федеративном устройстве государства Штански Нина Викторовна. ведущий специалист Аппарата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (г.Тирасполь) Тема федеративного устройства государств, как и федерализма в целом является сегодня весьма важной в контексте построения Федеративного Государства, образуемого Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова на договорной основе. В своей статье "О механизме выстраивания федеративных отношений между Молдовой и Приднестровьем" доцент, к.ю.н., заведующий кафедрой гражданского права и процесса Приднестровского Государственного Университета Я.Ф. Федорчуков отметил, что формирование устойчивых и легитимных федеративных отношений должно опираться на четко выработанный механизм. В качестве наиболее подходящей для Молдовы и Приднестровья автор выдвигает договорную концепцию образования федерации с равным распределением полномочий между субъектами федерации. [1] В условиях процесса федерализации Приднестровская государственность находится на таком этапе развития, который заставляет переосмыслить и содержательно развить целый ряд устоявшихся понятий. К ним по важности в первую очередь ученые и политики Приднестровья относят понятие "субсидиарности". Ведется сложная и кропотливая работа по разработке Конституции Федеративного Государства, образуемого Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова на договорной основе. Усилия полномочных представителей в Совместной Конституционной Комиссии направлены на отстаивание жизнеобразующего принципа этого государственного строительства - равноправие субъектов федерации, которые в свою очередь должны составить его государственно-правовой фундамент. Как отметили во вступительной статье сборника публикаций по результатам прошедшей в ПГУ им. Т.Г.Шевченко в 2003 году научной конференции "Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма" С.И. Берилл и И.Н. Галинский: "Для Приднестровья жизненно важным будет являться вопрос формирования центральных федеральных органов власти субъектами федерации на равноправной, равносубъектной основе, поскольку само участие Приднестровья в формировании и распределении властных полномочий будет означать признание за ним его политической правосубъектности". [2] Следует отметить, что позиция руководства Республики Молдова на протяжении многих лет базировалась на унитарной схеме построения отношений между сторонами, в то время как Приднестровская сторона уже в 1992 году выдвигала предложения о создании конфедерации, о чем свидетельствует Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании молдавской конфедерации" № 276 от 06 января 1992 года. В ходе переговорного процесса Российская Федерация и Украина стали гарантами достигнутых в ходе переговорного процесса договоренностей, а ОБСЕ сохранила за собой статус посредника. Значимость роли посредников и гарантов в процессе сближения позиций сторон для нахождения взаимоприемлемой формы будущей федерации на договорной основе весомо возросла, а активная деятельность международных экспертов способствовала определенному прогрессу в процессе создания общего государства. Так, 2-3 июля 2002 года в Киеве состоялось очередное заседание Постоянного совещания по политическим вопросам. ............ |