Название: | Проблемы войны и мира в различных философских учениях и исторических периодах |
Просмотров: | 93 |
Раздел: | Философия |
Ссылка: | Скачать(14 KB) |
Описание: | 1. АНТИЧНОСТЬ Мечта о мире сопровождала человека на всех ступенях циви- лизации,начиная с самых первых шагов его.Идеал жизни без войн,когда когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости,восходит к глубокой древ- ности.Уже у античных философов можно видеть идеи мира,прав- да,этот вопрос рассматривался только как проблема отношений между греческими государствами.Античные философы стремились лишь к устранению междоусобных войн.Так,в плане идеального го- сударства,предложенного Платоном,нет внутренних военных столк- новений,но воздаются почести тому,кто отличился во"втором ве- личайшем виде войны"- в войне с внешними врагами.Аналогична точка зрения на эту тему и Аристотеля:древние греки видели в иностранцах врагов и считали их и все им принадлежавшее хоро- шей добычей,если ее только можно было захватить.Причины этого кроются,как считается,в уровне экономического развития общест- ва,его "производительных сил",если придерживаться терминологии Маркса.Отсюда прямой переход к проблеме рабства.Для мыслителей этой эпохи рабство было явлением естественным и даже прогрес- сивным.Аристотель,например,считал его общественно-необходимым институтом.Источниками рабов были военнопленные,а также сво- бодные,попавшие в рабство за долги (правда,положение их было легче),и дети,рожденные рабами.А раз так,то не может одобрять- ся внешняя политика,направленная на захват все новых террито- рий и порабощение новых миллионов инородцев.Поэтому преоблада- ющее большинство мыслителей считали правомерным вести войны против других народов,ведь война являлась основным источником рабской силы,без которой не могло существовать рабовладельчес- кое хозяйство.Гераклит,например,утверждал,что "война (правда, имея в виду борьбу противоположностей) есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми;одних она сде- лала рабами,других свободными".Аристотель писал: "...если бы ткацкие челноки сами ткали,а плектры сами играли на кифаре (подразумевается абсурдность такого предположения),тогда и зодчие не нуждались бы в работниках,а господам не нужны были бы рабы". Анологичное отношение к рабству было и в Римской импе- рии: римляне называли варварским все,что не было римским,и го- ворили:"Для варваров цепи или смерть" |
|
Часть полного текста документа: 1. АНТИЧНОСТЬ Мечта о мире сопровождала человека на всех ступенях циви- лизации,начиная с самых первых шагов его.Идеал жизни без войн,когда когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости,восходит к глубокой древ- ности.Уже у античных философов можно видеть идеи мира,прав- да,этот вопрос рассматривался только как проблема отношений между греческими государствами.Античные философы стремились лишь к устранению междоусобных войн.Так,в плане идеального го- сударства,предложенного Платоном,нет внутренних военных столк- новений,но воздаются почести тому,кто отличился во"втором ве- личайшем виде войны"- в войне с внешними врагами.Аналогична точка зрения на эту тему и Аристотеля:древние греки видели в иностранцах врагов и считали их и все им принадлежавшее хоро- шей добычей,если ее только можно было захватить.Причины этого кроются,как считается,в уровне экономического развития общест- ва,его "производительных сил",если придерживаться терминологии Маркса.Отсюда прямой переход к проблеме рабства.Для мыслителей этой эпохи рабство было явлением естественным и даже прогрес- сивным.Аристотель,например,считал его общественно-необходимым институтом.Источниками рабов были военнопленные,а также сво- бодные,попавшие в рабство за долги (правда,положение их было легче),и дети,рожденные рабами.А раз так,то не может одобрять- ся внешняя политика,направленная на захват все новых террито- рий и порабощение новых миллионов инородцев.Поэтому преоблада- ющее большинство мыслителей считали правомерным вести войны против других народов,ведь война являлась основным источником рабской силы,без которой не могло существовать рабовладельчес- кое хозяйство.Гераклит,например,утверждал,что "война (правда, имея в виду борьбу противоположностей) есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми;одних она сде- лала рабами,других свободными".Аристотель писал: "...если бы ткацкие челноки сами ткали,а плектры сами играли на кифаре (подразумевается абсурдность такого предположения),тогда и зодчие не нуждались бы в работниках,а господам не нужны были бы рабы". Анологичное отношение к рабству было и в Римской импе- рии: римляне называли варварским все,что не было римским,и го- ворили:"Для варваров цепи или смерть". Призыв древнеримского мыслителя Цицерона "Пусть оружие уступит место тоге", то есть пусть решает не военная сила, а гражданская власть, фактически не применялся в отношении варваров. 2. ПРОБЛЕМЫ МИРА И ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ Если посмотреть на вопрос о мире без войн с точки зрения христианской церкви,то здесь можно видеть некоторую двойствен- ность.С одной стороны,основополагающяя заповедь "Не убий" объ- являла самым тяжелым грехом лишение человека жизни.Церковь пресекала междоусобные войны периода средневековья,что хорошо отразилось,например в истории Руси.Так,киевский князь Владимир Мономах уговаривал князей русских не проливать христианской крови в великий пост.Христианство было инициатором установле- ния так называемого Мира Божьего (Pax Treuga Dei)- дней, когда прекращались междоусобицы.Эти дни связаны были с мифическими событиями из жизни Христа,с важнейшими религиозными праздника- ми, военные действия не велись также в дни, назначенные цер- ковью для размышления и молитвы в период сочельника и поста. Нарушение Мира Божьего каралось штрафами, доходившими до кон- фискации имущества, отлучением от церкви и даже телесными на- казаниями. ............ |