Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко
Кафедра психиатрии с наркологией
Расстройства мышления
Гречко Т. Ю.
Воронеж 2004г.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших сфер человеческой психики является мыслительная, идеаторная сфера, сфера мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, который заключается в опосредованном и обобщенном отражении действительности. Мышление считается вершиной познавательной деятельности человека. Это активная форма творческого отражения и преображения человеком окружающей действительности, получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Основным элементом мышления является понятие. Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения и обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий. Процесс образования ассоциаций может нарушаться самым различным образом. Знание различных особенностей патологии сферы мышления актуально для врача общего профиля в силу их относительно широкой распространенности на практике и в силу той. социальной опасности, которую представляет ряд больных с расстройствами мышления. Умение диагностировать и оказывать необходимую медицинскую помощь подобным больным обязан каждый врач.
Это можно проиллюстрировать следующим клиническим примером:
В кабинет хирурга обратился пациент с жалобами на деформацию носа. В беседе больной настойчиво подчеркивает, что все окружающие замечают его «аномальный» нос, шепчутся за его спиной, «насмехаются над ним». Говорит о том, что стал реже выходить из дома, так как стесняется своей внешности, не может больше «слышать насмешки за своей спиной». Больной настойчиво требует оперативного вмешательства, коррекции носа. В противном случае он угрожает покончить с собой. При объективном осмотре и обследовании никаких признаков аномального строения носа не диагностировано.
Перед хирургом встают следующие вопросы:
1. Здоров или психически болен пациент?
2. Если он болен психически, то, что с ним делать?
Анализ состояния больного: убежденность его в наличии несуществующего уродства, которая не поддается коррекции, контраст между характером жалоб больного и объективными данными, исключающими патологию, все это позволяет оценивать такого больного, как страдающего психическим заболеванием в форме дисморфофобического бреда. Больной должен быть направлен на консультацию к психиатру.
Относительно широкая распространенность патологии суждения, нередко сочетание ее с суицидальными и социально-опасными действиями ставит перед врачом общего профиля следующие цели при овладении темой данного занятия: умение заподозрить и выявить нарушения в сфере мышления;
• умение дать правильную оценку нарушения мышления;
• правильно оказать, помощь больному.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Знать особенности клиники расстройств мышления.
2. Уметь в ходе психиатрического интервью заподозрить патологию в сфере мышления.
3. Уметь целенаправленно выявлять патологию мышления и правильно отражать ее в меддокументации, правильно трактовать ее.
4. ............