ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Ю. Беликов
РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ТИПОВОГО БИЗНЕС-ПРОЕКТА
Иркутск, 2001
УДК 339.13(075.8)
ББК 65.9(2)23я7
Б 43
Рецензенты: доктор экон. наук, проф. Г.В. Давыдова
канд. экон. наук, доц. С.В. Чупров
Беликов А.Ю.
Разработка и оценка типового бизнес-проекта: Учебное пособие.– Иркутск: Изд-во _______________, 2001.–90 с.
ISBN
Пособие предназначено для широкого круга читателей, изучающих вопросы бизнес-планирования в общем и разработки отдельных разделов бизнес-проекта в частности. Оно будет полезно как студентам колледжей, техникумов и ВУЗов, так и предпринимателям.
ББК 65.9(2)23я7
ISBN Ó Беликов А.Ю., 2001
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 4 1. Введение в бизнес-планирование 5 2. Бизнес-идея, бизнес-план и бизнес-проект 7 3. Общая классификация и жизненный цикл бизнес-проектов 9 4. Структура бизнес-проекта 16 4.1. Титульный лист 17 4.2. Меморандум о конфиденциальности 18 4.3. Аннотация и резюме 18 4.4. План маркетинга 19 4.4.1. Описание товара 22 4.4.2. Рынок потребителя 27 4.4.3. Рынок производителя (конкурентов) 28 4.4.4. Рынок цен 31 4.4.5. Продвижение товара на рынке 36 4.5. Производственный план 39 4.6. Организационный план 40 4.7. Юридический план 41 4.8. Финансовый план 41 4.9. План риска и страхования 51 5. Оценка эффективности бизнес-проекта 57 6. Внедрение бизнес-проекта 80 Заключение 82 Список литературы 83 Приложение 1. Типовые вопросы бизнес-плана 85 Приложение 2. Диаграмма Иссикавы-Сибирякова 88 ПРедисловие
При постоянно меняющихся условиях хозяйствования в рыночной экономике экономическим субъектам очень сложно спланировать дальнейший ход событий. Но, отказ от планирования равнозначен отказу от развития предприятия, что сначала приведет к стагнации, а в конечном итоге и к уничтожению самого бизнеса.
С другой стороны, развитие бизнеса влечет за собой непрерывный инновационный процесс, который требует дополнительных инвестиций. Инвестиции могут быть получены двумя путями: за счет собственных средств предприятия, что является довольно дорогостоящим и длительным процессом, или за счет заемных средств, которые можно привлечь, убедив финансово-кредитные учреждения в перспективности и доходности проекта. В последнем случае переоценить роль бизнес-проекта довольно сложно, так как в нем заинтересованы по крайней мере три основные стороны бизнеса: собственники, кредиторы и менеджеры.
В предлагаемой работе автор стремился в доступной форме изложить обобщенную методику разработки бизнес-проекта в целом, а также отдельных его разделов в частности. В работе над пособием использован фактический и теоретический материал, многочисленные отечественные и зарубежные источники, а также данные практической деятельности в сфере бизнес-планирования.
Пособие предназначено для широкого круга читателей, изучающих вопросы бизнес-планирования в общем и разработки отдельных разделов бизнес-проекта в частности. Оно будет полезно как студентам колледжей, техникумов и ВУЗов, так и предпринимателям.
1. Введение в бизнес-планирование
Бизнес-план является принципиально новым документом для большинства российских предпринимателей. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая целесообразность детальной разработки развернутого бизнес-плана и предлагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. ............