Часть полного текста документа:Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов С.Ю. Алькова, Сургутский государственный университет, Сургут Актуальность. Исследования М.В. Артюхова, В.А. Ермакова, Е.А. Коротковой, И.М. Осмоловской, И.С. Якиманской [1, 3 - 6] свидетельствуют о том, что дифференциация и индивидуализация образования создают наиболее благоприятные условия для формирования творческой, самостоятельной, социально активной личности. Однако методология, теория, методика, нормативы физкультурно-спортивных занятий в вузе, особенно с дифференцированным учетом различных групп студентов, отличающихся полом, паспортным возрастом, опытом предшествующей деятельности, состоянием здоровья и другими факторами, разработаны еще недостаточно. В настоящее время приходится констатировать наличие противоречий между неуклонно растущими требованиями общества к личности и недостаточным уровнем развития ее общей культуры; необходимостью осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в физическом воспитании для реализации принципа гуманизации образования и отсутствием научно разработанных педагогических условий дифференцированного подхода на основе субъектного опыта студентов. Цель исследования - выявить, при каких педагогических условиях обеспечивается эффективная реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов. Содержание исследования. Образование в вузе ориентировано на формирование и воспитание студента как субъекта собственной физической культуры [2]. Интеграция субъектного опыта студента в учебно-познавательной деятельности позволяет ему найти в учебной дисциплине то содержание, которое выступает основой его творческого и интеллектуального развития, оказывает формирующее воздействие на целостный субъектный опыт студента. Реализация дифференцированного подхода предусматривала психолого -педагогическое обеспечение при построении учебного процесса: последовательную психологическую поддержку студента в поэтапном процессе освоения физической культуры; дифференцированную и индивидуальную помощь студентам в самопознании и самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности; рефлексию физкультурно -спортивной деятельности; последовательное использование возможностей совместной продуктивной деятельности. В исследовании выявлены уровни субъектного опыта, в соответствии с которыми осуществлялся подбор форм, методов и средств дифференцированного подхода к студентам в процессе физического воспитания. Пассивно-негативный уровень. Знания студентов проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, потребность в познавательной активности отсутствует. Студенты не признают связи физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки, поэтому пассивны на занятиях по физическому воспитанию. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. Уровень их физических возможностей может быть различным. Индифферентно-неустойчивый уровень. Знания студентов ограниченны и бессистемны. На занятиях по физическому воспитанию они проявляют эпизодическую активность, так как основной целью ставят укрепление здоровья и физическое развитие. ............ |