Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР РЕЦЕНЗЕНТ КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ СЛУШАТЕЛЬ КАЗАНЬ 2003 2 Оглавление Введение 3 1. Самосознание как психологический феномен 6 1.1. Структура и функции самосознания 6 1.2. Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных исследователей 14 1.3 .Особенности самосознания подростка 20 1.4. Особенности развития личности подростков с ограниченными возмо жностями 26 1.5. Описание методов исследования 33 2. Сравнительный анализ самосознания здоровых и подростков с ограни ченными возможностями 39 2.1. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов 39 2.2. Исследование уровня рефлексии и самосознания здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями 43 2.3. Исследование фрустрационной толерантности здоровых подростков и подростков-инвалидов 47 Заключение 55 Список литературы 58 Приложения 61 Введение Одной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование этой проблемы дает обширный материал для понимания личности подростков, что необходимо для последующего интегрирования их в общество. Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [1;12]. В данной работе рассмотрены особенности самосознания подростков с ограниченными возможностями. Если для здорового подростка формирование положительной "Я концепции" играют важную роль, то для подростка с ограниченными возможностями это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение. Проблемами самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной психологии проблеме человеческого "Я" и самосознания личности уделяется большое внимание в работах И. Кона, В. Столина, И. Чесноковой, Г. Акопова и т.д. В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов самосознания и образа "Я" в различных его психологических аспектах. До настоящего времени проблема психологического изучения личности подростков с ограниченными физическими возможностями остается мало разработанной. По самосознанию подростков с ограниченными физическими возможностями литературы не достаточно. Большей частью это лишь отдельные статьи в журналах, освещающие отдельные аспекты проблемы. ............ |