Часть полного текста документа:Сенат: эволюция правового статуса и компетенция. Петровский Сенат. История создания. Около 1700 Петр Великий уничтожил Боярскую думу как учреждение, но совещания с боярами продолжались в Ближней канцелярии (личная канцелярия Петра). Вплоть до учреждения Сената Петр Первый поручал управление государством нескольким лицам. В 1707 он велел, чтобы все министры подписывали дела: "ибо сим дурость всякого явлена будет". 22 февраля 1711 года, перед объявлением войны Турции, царь дал подобное поручение нескольким лицам, назвав их сенатом (термин взят либо из шведского, либо из польского). Эволюция Сената при Петре 1: 1 период. В 1711-1718 годы Сенат выполнял роль регентства во время отсутствия царя. Сенат получил широкие полномочия: фактически ему принадлежала вся полнота исполнительной власти. К компетенции сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Решения принимались коллегиально и только единогласно. Вместе с тем компетенция Сената определяла не постоянный круг его ведомства, а несколько временных поручений, которые надо было незамедлительно выполнить. Образованный орган не был самостоятелен: основной его задачей была верховная администрация, но Верховные господари (министры иностранных дел и управляющие флотом и армией) Сенату не подчинялись. При Сенате находились два комиссара от губерний "для спроса и принимая указов". Деятельность сената с 1715 года контролировалась генерал-ревизором. О законодательной роли сената ничего не говорилось. Состав Сенат: собрание, на котором выносились решения, и канцелярия, возглавляемая обер-секретарем и осуществлявшая делопроизводство. 2 период. В 1718 году с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего (известия о моровой язве, о нападении неприятелей, "каких припадков"), так как система коллегий охватывали все основные области государственной жизни. 3 период. В 1722 году Сенат получает свой собственный состав, независимый от коллегий. Лишь президенты военной, адмиралтейской, иностранной и берг-коллегии остались его членами. К этому времени Сенат не являлся ни исполнительным, ни законодательным органом. В связи с тем, что ревизион-коллегия была уничтожена, а ее роль передана Сенату, этот государственный орган стал выполнять функцию контроля над органами администрации. Сенат превратился в надведомственный контрольный орган. Надзор в отношении к судебным коллегиям выражался в следующем: в сенат могли быть поданы как частные, так и апелляционные жалобы на коллегии. В связи с этим в сенате была учреждена должность генерал-рекетмейтера. Герольдмейстер - лицо, контролировавшее учет служащих дворян. В отношении других коллегий надзор сената был лишь номинальным, так как в один год с учреждением сената были установлены фискалы. Система тайного надзора простиралась на сенат. ............ |