Синдром недельной усталости.
Ваха Дизигов
В природе, насколько мы знаем, нет циклических процессов, соответствующих недельному периоду. Год составляет около 365 дней и представляет собой один оборот Земли вокруг Солнца, месяц - это около 30 дней и представляет собой один оборот Луны вокруг Земли, день и ночь -это 24 часа и представляет собой один оборот Земли вокруг своей оси.
Неделю необходимо отнести к искусственно выработанным периодам, так как ни в одном календарном месяце (кроме февраля не високосного года) нет целого числа недель.
Недельный цикл работы сложился очень давно, с древних времён. Явление это социальное, но не природное. Для тех, кто работает или учится особенно важен недельный цикл работы и умение приспособиться и жить по недельному циклу. От этого зависит как успеваемость школьников, студентов, работающих ,так и здоровье .А для работающих по недельному циклу, создание максимально удобного рабочего графика работы в течении дня и рабочей недели особенно важнo. В связи с ускорением научно технического прогресса и с возрастанием необходимого объёма знаний для учащихся, а также с появлением высокотехнологических электронных систем нового поколения также возрастает объём требований для работающих и служащих всех категорий. Поэтому обновлять и пересматривать школьные программы, менять объём нагрузок на рабочих и служащих придётся чаще, чем через 8-10 лет.
Тысячелетиями жизнь человека текла в рамках недели, недельный цикл стал неотъемлемой частью жизни общества. Для человека стал привычным недельный ритм учёбы и работы, хотя существуют предприятия, где работают и по скользящему графику. По данным датского эндокринолога Хамбургера, в строго в недельном ритме меняется в организме уровень гормонов коры надпочечников - этих важнейших регуляторов многих процессов в организме. Хамбургер был одновременно и исследователем и испытуемым: ежедневно он определял у себя количество продуктов превращения стероидных гормонов - 17-кетостероидов, выводимых с мочой. В сообщениях говорится, что исследования на себе он проводил в течении 17 лет.
По данным многочисленных опросов, исследований физиологи, хронобиологи приходят к одному и тому же выводу: в недельном ритме заметно меняется работоспособность рабочих промышленных предприятий и служащих - в понедельник относительно низкая производительность труда, во вторник, среду и четверг она возрастает, а затем в пятницу и субботу вновь снижается.
Аналогичная динамика работоспособности наблюдается у школьников и студентов. Отсюда следует очень простой вывод: необходимо разгрузить конец недели, постепенно втягивать рабочих и учащихся в работу в начале недели, облегчить середину недели, чтобы сохранить высокую работоспособность в конце 7-дневного цикла. Только учитывая особенности дневных и недельных биоритмов можно поддерживать высокую работоспособность. Говоря только о высокой работоспособности учащихся ,рабочих и служащих, мы не должны забывать, что одновременно необходимо поддерживать на высоком уровне здоровье школьников, студентов и работающих.
Согласно исследованиям другого известного немецкого хронобиолога Фридриха Хальберга, существует также недельная периодичность интеллектуальных, эмоциональных и физических проявлений. ............