Часть полного текста документа:Сказители А. Астахова Сказители - специальный термин для обозначения исполнителей эпических жанров фольклора - былины и сказки . В научный обиход он был введен П. Н. Рыбниковым, указавшим на существование его у северных крестьян в применении к певцам былин. Для обозначения сказочника термин "С." употребляется реже. В крестьянстве он имеет то или другое применение, смотря по району. Параллельно бытуют еще следующие наименования: для носителей былинной традиции - "сказатели" (напр. С. Зимняя Золотица на Белом море), "старинщики" (Печора), для знатоков сказки - "посказатели" (Сибирь), "сказочники" (широкое распространение). С. явились преемниками прежних слагателей и хранителей эпического творчества - дружинных певцов, калик, бахарей (древнерусские сказочники) и скоморохов. В отличие от этих категорий исполнителей, а также от носителей эпоса у других народов в прежние эпохи - античных мимов, средневековых жонглеров и шпильманов - русские С. XIX-XX вв. не являются профессионалами в прямом значении этого слова: мастерство не служит для них средством к существованию, хотя в крестьянском быту наблюдалось, что С. специально приглашались участвовать в промыслах, причем сказывание приравнивалось к работе. Элементы же профессионализма в смысле специального изучения своего искусства хотя и присутствуют, но значительно слабее, чем у аналогичных русским С. носителей эпической традиции у других народов. Pjevac, piva - у южных славян, армянские ашуги, узбекские и туркменские бахши?, кайджи? (кайчи) - у алтайских турок, тульчи - у западных монголов, улагерчи - у бурят и др. проходят определенную школу мастерства, получают общественное признание в качестве певцов, носят свое наименование певца, как особое звание или титул, выступают публично по специальным приглашениям на свадьбах и празднествах и т. п. Некоторые из них являются не только исполнителями, но и творцами новых произведений. По вопросу о профессионализме русских С., а также о других особенностях С. - об их социальном составе, о взаимоотношениях со средой, о репертуаре - см. "Былины" и "Сказка". Постановка проблемы изучения С. относится к 60-70-м гг. XIX в. и является заслугой русской школы фольклористов. Господствовавшая в XIX в. мифологическая теория с ее пониманием фольклора как "общенародного", "коллективного", "безличного" творчества, с ее стремлением отыскивать "общеарийские", "общеславянские" и пр. основы, начисто игнорировала следы индивидуального творчества. С. считались лишь "агентами передачи". Вопрос о творческой роли С. был выдвинут в русской фольклористике отчасти под влиянием тенденций демократического народничества. Уже П. Н. Рыбниковым (60-е гг.) был сделан ряд ценных наблюдений над С. былин. Впервые принцип индивидуальности сформулирован был А. Ф. Гильфердингом: он первый издал собранные им онежские былины (1871) по С., а не по сюжетам, как это практиковалось до него. Одновременно с Гильфердингом аналогичные наблюдения над С. производит в области эпической песенной традиции сибирских народностей В. В. Радлов. Обоими исследователями подчеркивается индивидуальный момент в процессе сочетания в стройное целое "типических" мест, усвоенных С. и соединяемых "переходными" элементами, а также в свободном отборе типических мест, необходимых для конструирования былины; отмечается зависимость индивидуальных особенностей былин от личных свойств и жизненного опыта С., от занятий, бытовой и природной обстановки. ............ |