Часть полного текста документа:Международный университет природы, общества и человека "Дубна" Кафедра гуманитарных наук Контрольная работа по истории на тему Сословно-представительная монархия в России в XVII веке ....................... Преподаватель: Строковская Т.Е. Дубна 2000 Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства-земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589-с патриархом), Боярской думы, "государева двора", выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. В памятниках XVI века термин "земский собор" не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто "собор", "совет", "земский совет". Слово же "земский" в XVI веке значит "государственный". Собор, являвшийся в XVI веке "вполне законченным, выработанным типом политического учреждения", оставался таковым и в XVII столетии. Только он "осложнился... новым, выборным элементом", который "присоединился к нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве". В литературе можно встретить два взгляда на земские соборы. Одни видят в них только вспомогательное орудие администрации, никогда не выступавшее деятельным и самостоятельным двигателем политической жизни, никогда не имевшее собственного направления и потому не оказавшее никакого влияния на ход управления и законодательства; отыграв свою кратковременную и малозначительную роль, земские соборы сами собою исчезли вследствие внутреннего ничтожества, чрезмерной слабости представительного начала в древней России. Другие же придают земским соборам важное политическое значение как органу народной оппозиции: служа орудием непосредственного общения государя с землей, представляя интересы народа, соборы, собственно земские выборные, являвшиеся на соборах, противодействовали высшим классам, боярам и духовным властям, которые и уговорили царя Алексея Михайловича не созывать больше соборов; но прежде чем эти сторонние влияния успели вытеснить их из государственной жизни, земские соборы оказали значительное влияние на законодательство и правительство в оппозиционном противобоярском направлении. Различные историки по-разному дают определение земских соборов. В. О. Ключевский: земские соборы-это "особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний". С. Ф. Платонов: земский собор-это "совет всей земли", состоящий "из трех необходимых частей": 1) "освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе", 2) боярской думы, 3) "земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства". С. О. Шмидт: "... Соборы XVI века-это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические". ............ |