Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
Направление подготовки: 040200-Социология
Специальность 040201 - Социология
Формы обучения: очная, заочная
Конспект лекций по дисциплине
"Социология коммуникации"
Разработала: канд. полит. наук, доц. Маркеева М.Ю.
Рецензент: канд. полит. наук, доц. Маркина Н.Л.
Зав. кафедрой И.А. Батанина
Тула 2009 г.
Тематика лекций
№ Тема Объем часов 1 Основы теории массовой коммуникации 2 2 Типологии и классификации СМК. 2 3 Функции СМИ в политической системе и в обществе 2 4 Система отношений: СМК - рынок - государство - гражданское общество - человек. 2 5 Манипуляция: феномен, механизм, технология. 2 6 Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации. 2 7 Новые виды СМК и глобальные информационные потоки 2 Общий объем аудиторных часов 13
Лекция 1. Основы теории массовой коммуникации
План лекции
1.1 Подходы к трактовке роли массовой коммуникации в обществе.
1.2 Теории эффектов массовой коммуникации
1.3 Понятие коммуникации и политической коммуникации
Жизнь современных государств и политических систем сложно представить себе без развитой сети коммуникаций. Массовые коммуникации сегодня сложны и многогранны. Меняются аспекты их работы, меняется законодательство и технические параметры их функционирования. Методология изучения феномена массовой коммуникации развивается вслед за прогрессом объекта своего изучения. Сегодня изучение политической сферы невозможно без учета коммуникативных факторов, которые не только являются связующим звеном политической системы, но и выступают необходимым условием существования современной политики. В данном курсе мы будем изучать не только практические аспекты функционирования массовой коммуникации, но и методологию ее изучения.
Целью нашей первой лекции является определение основных подходов к трактовке роли массовой коммуникации в обществе, изучение теории эффектов массовой коммуникации, а также определение понятий коммуникации и политической коммуникации. Итогом лекции должно стать повторение основных моментов теории массовых коммуникаций, усвоение основных подходов и базовых определений массовой коммуникации.
1.1. В понятие политическая коммуникация следует включить "всю совокупность феноменов информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторов по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе"[1]. При этом учитывается, что чаще политическая коммуникация строится на косвенном общении людей и осуществляется в современном обществе через каналы массовой коммуникации.
Поэтому массовая коммуникация рассматривается не просто как процесс обработки информации, ее передачи при помощи разнообразных технических средств, прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов "массы", а как институционализированное производство и распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации[2]. СМИ выступают не только посредником в процессе политической коммуникации в системе "власть-общество", но и становятся самостоятельными участниками, особой составляющей процесса политической коммуникации.
В основе институционального подхода лежит понимание СМИ как института и канала политической коммуникации, иначе говоря, медиатора (отсюда и англоязычное название средств массовой информации - mass-media, что можно трактовать как "массовые посредники"). При этом собственно СМИ входят в более широкую систему средств массовой коммуникации, охватывающую также средства производства информации и связи. ............