ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственное образовательное учреждение
Московский государственный индустриальный университет
На правах рукописи
ТАГАНОВА Нина Валентиновна
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством
Специализация: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата экономических наук
научный руководитель: д.э.н., доцент
Семенова Алла Анатольевна
Москва – 2007 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….………….....4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА…………………………………………………………………...10
1.1. Теория инноваций и инновационного потенциала научной деятельности………………………………...…………………………..……….10
1.2. Инновационный потенциал научной деятельности в системе категорий рыночной экономики: исторический и международный аспекты..…………36
1.3. Роль инновационного потенциала научной деятельности в университетском комплексе на современном этапе…………........................46
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………..………………………………………………....52
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА …………………...53
2.1. Формирование инвестиционных условий и тенденции развития инновационного потенциала в научной деятельности университетского комплекса……………………………...…………….…………….……............53
2.2. Оценка влияния масштаба университетского комплекса на его инновационный потенциал научной деятельности …………………...........72
2.3. Воздействие организационных факторов на инновационный научной деятельности университетского комплекса…………………….................…84
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2……………………………...……………....................92
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА……………….…………..................93
3.1. Выявление современных методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса и их классификации…………………………………………...………………….…93
3.2. Совершенствование методики количественной оценки резервов повышения эффективности инновационного потенциала в научной деятельности…………………………………………………….………...……120
3.3. Реализация современных методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса………………………..143
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3……………………………..….................................163
Заключение……………………………………………….…………….………164
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Перспективы прикладной науки и образования в России непрерывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Инновационная научная деятельность является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Данное в первую очередь относится к инновационному потенциалу научной деятельности университетских комплексов, где прикладная наука выступает производительной силой при условии интеграции с производством, определяет направление поиска организационных форм и современных моделей управления процессом внедрения результатов научных разработок, адекватных рыночно-ориентированной экономике. Поэтому в настоящее время повышается роль вузов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики, где отдельно следует выделить форму интеграции науки и производства в университетских комплексах.
Значение инновационного потенциала научной школы в образовательном процессе университетского комплекса в современных рыночных условиях постоянно возрастает. ............