Становление и развитие конкурентных отношений на отечественном рынке газа. Анализ перспектив реализации стратегических интересов России на газовом рынке Европы
Содержание
1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
2 Основные вопросы конкуренции на основе ценообразования в мировой торговле газом. Формирование цен на природный газ в России
3 Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации
4 Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности работы крупных компаний газового комплекса РФ в современных рыночных условиях
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература
1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки. Во избежании предполагаемого роста издержек и соответственно цен в случае либерализации этих рынков государство, передавая право управлять ими компаниям-монополистам, одновременно устанавливает контроль над издержками и ценами.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам.
Государство либо полностью владеет компанией-монополистом, являясь его собственником, либо выступает в роли куратора с решающими полномочиями. Например, во Франции сразу же после окончания второй мировой войны была установлена государственная монополия на рынке природного газа и электроэнергии. В 1945 г. управление рынком природного газа было возложено на государственную компанию «Газ де Франс», управление рынком электроэнергии - на «Электрисите де Франс».
В руках «Газ де Франс» были сосредоточены основные рычаги управления газовым хозяйством страны. Ей было предоставлено монопольное право на транспортировку, хранение и распределение природного газа на территории Франции, а также на внешнюю торговлю природным газом. Деятельность компании не касалась производства газа, но все производители газа не допускались к распределительной сети и обязаны были продавать газ компании-монополисту.
В 1946 г. был принят закон, в соответствии с которым «Газ де Франс» получала финансовую самостоятельность и выступала в деловой сфере как частное юридическое лицо. За государством сохранялись контрольные функции. В частности, инвестиционные программы и тарифы «ГдФ» должны были быть одобрены органами государственной власти. Контрольные функции за деятельностью «ГдФ» возлагались на министра промышленности и министра экономики.
В настоящее время «Газ де Франс» управляется административным советом, в который помимо президента входят 18 человек, в том числе 6 представителей государственной администрации. В ряд оперативных управлений «ГдФ» включены представители «Электрисите де Франс». ............