Введение
Первый инвестиционный фонд в мире был основан в августе 1822 г. в Бельгии, затем в 1849 г. – в Швейцарии и в 1952 г. – во Франции. Как массовое явление они стали появляться в Великобритании и США. Тогда трасты ориентировались на крупных клиентов, а мелким инвесторам приходилось пользоваться услугами финансовых брокеров.
История паевых инвестиционных фондов в России началась 26 июля 1995 г. с появления Указа Президента №765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», в котором определялся порядок создания и функционирования нового инвестиционного института. В дальнейшем создание нормативной базы проводила Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – ФКЦБ России, в последствии: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), которая разработала пакет постановлений по регулированию процесса создания и функционирования паевых инвестиционных фондов. ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации.
Паевые инвестиционные фонды впервые появились на российском рынке в ноябре 1996 г., как альтернатива чековым инвестиционным фондам, которые к тому времени показали свою нежизнеспособность. За свою недолгую историю существования в России паевые фонды доказали свою жизнеспособность и надежность и успели завоевать доверие многих частных инвесторов, – управление ПИФами жестко контролируется ФСФР России, спецдепозитарием и аудитором фонда. За все это время не было ни одного случая обмана пайщиков или невыполнения перед ними обязательств управляющей компанией.
Начиная с 1995 г. ФКЦБ России (в последствии ФСФР России) было принято более 30 нормативных актов, направленных, в том числе, на защиту интересов пайщиков. В частности, был установлен государственный контроль за деятельностью ПИФов, были разделены функции управления активами фонда и их хранение, организован многосторонний перекрестный контроль тех организаций, которые отвечают за деятельность ПИФа. Установлены высокие требования к раскрытию информации, необходимой инвесторам для принятия грамотного решения, усовершенствована система отчетности, а также устранено двойное налогообложение, которое присутствовало в чековых инвестиционных фондах. Все это значительно повысило доверие инвесторов к этому новому и все еще непривычному для многих россиян финансовому институту.
С принятием в конце 2001 г. Федерального закона «Об инвестиционных фондах» была создана правовая база для коллективного инвестирования в недвижимость путем создания закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ). Однако появились первые закрытые ПИФы только в ноябре 2002 года. Стремительное расширение сектора Закрытых ПИФов Недвижимости (ЗПИФН) – важная особенность текущего развития отечественной индустрии коллективных инвестиций. Если в конце 2003 года на рынке работало четыре ЗПИФН с активами 2,09 млрд. руб. (3,48% от совокупной СЧА российских ПИФов), то на конец 2004 года их было уже 26, а стоимость их активов составляла 7,94 млрд. ............