Часть полного текста документа:Виды неполных предложений и их стилистическая роль в газетном тексте Курсовая работа по современному русскому языку По материалам газеты "Вечерняя Москва" в период с 5 по 18 февраля 1997 года Москва, 1997 Часть первая При изучении научной литературы, посвященной неполным предложениям, и соответствующих разделов учебников по современному русскому языку, мне пришлось столкнуться с определенными трудностями. Дело в том, что практически все ученые-языковеды, занимавшиеся этой темой, дают разные определения неполного предложения и сильно отличающиеся друг от друга их классификации. Единого мнения среди них нет. Ученые подходят к этому вопросу с различных точек зрения. Что же такое неполное предложение? Расхождения в научных работах начинаются уже с того, какой же критерий должен быть положен в основу определения "полноты" и "неполноты" предложения: смысловая неполнота или неполнота формального состава? Если критерием определения неполноты изолированно рассматриваемого предложения считать его смысловую неполноту, то почти вся наша речь окажется состоящей из "неполных" - по смыслу - предложений. Даже значительная часть формально полных предложений связной речи, взятых вне контекста, не выражает той полноты мысли, которой они обладают в контексте. Смысловая связь предложений и относительная неполнозначность отдельно взятого предложения находят и формальное выражение: это личные и указательные местоимения, указательные местоименные слова, союзные частицы ("тоже", "также" и др.), вводные слова, указывающие на отношение к предшествующей речи, слова вроде "вышеуказанный", "упомянутый" и т.д. И хотя такое предложение - грамматически полное, полнота эта - формальная и относительная, поскольку реальный смысл сообщения выясняется лишь из контекста. Таким образом, даже формально полные предложения представляют собой целый ступенчатый ряд более или менее полных или достаточных в смысловом отношении высказываний. С другой стороны, многие виды формально неполных предложений достаточно ясны в смысловом отношении: "Татьяна в лес, медведь за ней" (А.С.Пушкин "Евгений Онегин"). Критерий определения "полноты" и "неполноты" предложения - лишь одна из точек расхождения мнений. В итоге под термин "неполное предложение" подводятся самые разнообразные структурные типы высказываний. Да даже сам термин "предложение" не определен четко и ясно. Как же развивалось и менялось учение о неполном предложении? Ранее учение о предложении входило, в основном, в область риторики. Неполнота состава предложения, так называемый "эллипсис" его формальных и знаменательных частей, считался одним из признаков "романтического" стиля и рассматривался, главным образом, в плане стилистическом. На пропуск слов в предложении указывается в грамматике Смотрицкого. Вскользь об этом явлении говорится и в других грамматиках (в грамматике Цухмайера, 1820). Наиболее пространно грамматическое учение о "неполных предложениях" изложено Гречем (1827). Он дает не только определение неполного предложения, но и классификацию случаев опущения (эллипсиса) частей предложения. Греч строит синтаксис на логической основе. Идеальный состав предложения определяется у него составом суждения: субъект, предикат и связка. Дальнейшее развитие учение об эллипсисе, или опущении частей предложения, нашло в "Начертаниях русского синтаксиса" Перевлесского (1847). ............ |